Не стоит считать, что уличная фотография пришла к нам вчера из-за границы. Она была в России с давних времен, когда фотография вообще стала возможна на улицах, с относительно короткими выдержками. Позволявшими снимать событие, а не постановку.
Как ни странно, но на мой взгляд, рассвет уличной фотографии пришелся на двадцатые годы, обусловленный революцией и изменением сознания масс после нее. Консерватизм или даже снобизм стали пережитком прошлого, художники и фотографы стали искать вдохновение в новом, став частью постреволюционного арт-авангарда.
Портретное "позерство" конечно осталось, но началась волна новой документальной фотографии, часть которой была не просто отражением действительности, но и поиском новых форм. Тут можно долго искать эти формы в фотографии и кинематографе: ракурсы, свет, образы и т.п.
По сути - это уже было той самой уличной фотографией, которую мы ищем в прошлом. Думаю, что многие знакомые нам современные мотивы street photography просто не дошли, не сохранились, но уверен - они были, так как мыслительный орган фотографа все равно думает линиями, светами и тенями, контрастами и формами.
Дальше история разворачивалась разным боком к фотографии и вообще ко всему художественному, но начиная с конца 80-х годов появилась свобода самовыражения и за сакральный смысл фотографии, который автор даже не предполагал, уже не сажали по 58-й и не высылали. Это стало переломным моментом и моментом времени, когда уличную фотографию в России можно считать уже начавшей активно развиваться.
Впрочем, тут меня можно смело ловить на лукавстве. Хотя бы потому, что уличная фотография и документальная фотография в России не получили того художественного "разведения", которое она получила в Европе или Азии, каждая из которых пошла своим путем, но близким по философии. В России уличная фотография осталась и остается до сих пор поиском новых форм документалистики, за редким исключением. Просто потому, что эта документалистика как была, так и остается актуальной, тогда как, простите, художественные формы мы не умеем ценить и определять.
Я привел ряд фотопримеров, которые номинально можно считать уличной фотографией, но которые оной, по большому счету не являются, представляя из себя формы фотодокументалистики и фотожурналистики. Однако вернемся к заголовку, потому что искать причины и следствие того, что в России стритфото почти нет стоит от обратного - от зрителя.
Не буду лукавить - фотографу нужен зритель. Снимать "в стол", это все равно, что не снимать вообще. Потребности зрителя определяют работу фотографа в большинстве случаев, лишь слегка давая ему развернуться в тех самых поисках форм отображения востребованного массами. Поэтому в России сильна фотодокументалистика и слаб стритфотоарт, если позволите это так назвать для разведения, дабы не путать с фотоартом, присущим 90-м и поискам вдохновения в том, что иногда вообще было сложно назвать фотографией.
Боюсь, что немного запутал вас, если вы вообще еще читаете. В итоге мы получили никуда не девшуюся со времен 20-х годов потребность в простых и понятных фотографиях, отражающих жизнь в немного измененной форме подачи, отличную от официальных СМИ. А значит провокацию для автора идти "проторенной" дорожкой, а не пытаться говорить с простым народом на языке племени мумба-юмба. Отсюда и результат: более продвинутая технически, но старая идеологически (не путать с политической идеологией), точнее даже философски, авторская документальная фотография. Не более...
Настоящей уличной фотографией я лично считаю художественность, безвременность и безграничность изображения, зафиксированного или выдранного из уличных событий. Как только эта фотография приобретет географию, время и личности - она превратится в документальные образы.
И эти документальные образы бич не только России, не надо так думать. Доступность фотографии и размытость границ восприятия и определения сделали свое дело - уличная фотография и документальная фотография слились чуть ли не воедино, прежде всего потому, что авторы не могут различить границ: тут уличная фотография, тут документальная, тут архитектурная, тут интерьерная. Все метут в одно!
Я намеренно ушел в конце в цвет, да еще и сделал отсыл к Джею Мейзелу - работы которого заслуженно признаны цветом уличной фотографии и не только. Обусловлено это тем, что такое фото у нас не "продать". Красивое не в цене, абстрактное не понятно. Покупателю (читателю) нужны понятные образы, разговор с ним, отсыл к его прошлому или действительному, простой "фотографический слог", созвучный с его жизнью. Будет это - будет "лайк" и "шер". Не будет - будет высказывание Хрущева в адрес русского авангарда: "Мазня! Мой внук лучше нарисует!".
Поэтому, фотограф, хватит заниматься поисками себя в формах и образах, цвете и свете. Лучше займись делом! Потому что твои образы - это концептуализьм, которым, как известно, мальчики еще в детстве отзанимались, а вот пойти делать фото на документы - это работа. Нужная, стабильная и понятная массам.
Доклад закончил! Ваш RЯ.