Найти тему

Коммуникации и стремление к порядку. Как сильные стороны личности мешают работе

Иногда сильные стороны совсем не помогают в работе, но с этим можно справиться
Иногда сильные стороны совсем не помогают в работе, но с этим можно справиться

Все используют в работе и в жизни свои сильные стороны. Кажется, что они должны помогать, но иногда, наоборот, мешают. На примерах показываем, как это происходит, а также даём рабочие советы, которые помогут «приручить» свои черты характера.

Какие сильные стороны могут мешать в работе

Систематизация

Систематизация — это когда вы наводите порядок в документах и папках, таблицах и заметках. Порядок — залог продуктивной работы. Когда в документах всё аккуратно, любую информацию легко найти.

Но иногда систематизаторы вместо того, чтобы выполнить работу, бесконечно наводят порядок в документах. Грубо говоря, систематизация превращается в прокрастинацию.

Такое бывает, когда нужно сделать большую задачу — например, собрать отчёт. Эта задача может пугать своим объёмом, казаться скучной и монотонной. Поэтому человек вместо того, чтобы наполнять отчёт смыслом, начинает переставлять строки и столбцы, «чтобы было красиво».

Перфекционизм

Перфекционисты любую задачу стараются выполнить как можно лучше, и часто это хорошо сказывается на проектах. Такое бывает у копирайтеров: они могут править один абзац по несколько часов, стараясь сделать формулировки идеальными.

Это касается и любых других сфер. В итоге чрезмерное стремление довести дело до идеального результата мешает эффективно расходовать время. Идеал недостижим, а клиентам он и вовсе не нужен. Им нужно, чтобы работа была выполнена в срок и достаточно хорошо, чтобы решить конкретную задачу.

Навык коммуникации

Умение продуктивно общаться — отличный софт-скил. Тот, у кого всё хорошо с коммуникациями, легко может попросить о повышении, договориться о решении проблем на проекте, обучить другого сотрудника.

В то же время коммуникации заставляют терять концентрацию, когда вместо выполнения задач отвлекаешься на чаты. Часто с этим сталкиваются те, кто по работе много общается: аккаунт-менеджеры, тимлиды, HR-специалисты. Эти сотрудники помогают коллегам и отвечают на их вопросы.

Но у них есть и другие задачи: планирование работы команды, поиск и наём новых работников, разработка документации. Это рутинная работа, для которой нужно сосредоточиться, а навык и привычка общаться мешают это делать! Иногда весь день проходит в переписках, а задачи остаются невыполненными и переносятся на следующий день, а потом на следующий и на следующий…

Сильных сторон, которые иногда делают только хуже, больше трёх. Чтобы понять, какие есть у вас, надо хорошо знать себя.

Как определить свои сильные и слабые стороны

Можно порефлексировать и назвать свои сильные стороны самостоятельно, но это непросто. В оценке себя человек не может быть на 100% объективным: он думает о себе привычным образом и не видит черт своего характера, заметных окружающим.

Поэтому есть несколько способов независимой оценки. Они помогут вам увидеть ваши сильные стороны и перспективы, а ещё подскажут, какие навыки стоит развивать в работе. Рассмотрим два таких способа.

Окно Джохари — спросить близких

Окно Джохари разработали два психолога — Джозеф Лифт и Харрингтон Инхам, отсюда и название метода. Суть его в том, что у любого человека есть слепые зоны в оценке себя. Объективно оценить качества своего характера получается не всегда. Но с этим могут помочь близкие.

Черты характера каждого человека как бы лежат в четырёх зонах:

  1. Открытая. В ней известные нам и окружающим качества.
  2. Спрятанная. В ней известные нам, но скрытые от окружающих качества.
  3. Слепая. В ней неизвестные нам, но известные окружающим качества.
  4. Неизвестная. Здесь качества, которых не знает никто, в том числе и мы сами.

Это можно представить в виде окна:

Как работает окно Джохари
Как работает окно Джохари

Если заполнить это окно, можно осознанно заняться расширением открытой зоны, уменьшая остальные:

  • спрятанную зону — показывая окружающим свои скрытые качества;
  • слепую зону — спрашивая о себе окружающих;
  • неизвестную зону — спрашивая окружающих, какие качества вам не свойственны, и стараясь их развить.

Когда вы таким образом узнаете, какие у вас сильные и слабые стороны, вы сможете учитывать это в работе — например, при планировании дня.

Профессиональные тесты — помощь по науке

Профессиональные тесты тоже помогут определить сильные стороны: вы последовательно отвечаете на вопросы и получаете развёрнутый анализ результатов.

Популярные профессиональные тесты на английском языке и платные. Если вы готовы пройти их, начните с CliftonStrengths («34 сильных стороны») от Gallup или опросников от компании Hogan.

Так выглядят результаты теста «34 сильных стороны» от Gallup
Так выглядят результаты теста «34 сильных стороны» от Gallup

Эти опросники могут рассказать гораздо больше, чем тесты из интернета, которые находятся по запросу «карьерный тест пройти онлайн».

Если нужен вариант на русском, обратите внимание на эти два теста:

  • Первый покажет, кто вы в работе — капитан, рулевой или пассажир.
  • Второй расскажет о вашей личности с точки зрения разных сторон: насколько вы инициативны, творчески, умеете ли подчиняться или управлять.

Как планировать день, учитывая свои сильные и слабые стороны

В зависимости от того, какие у вас сильные и слабые стороны, вам могут подойти разные способы планирования дня. Вот как это делать в случаях, если вы перфекционист, хороший коммуникатор или любитель систематизировать.

Если постоянно хочется систематизировать

Можно разрешить себе это делать, но обязательно нужно определить временные рамки. Заведите привычку планировать день и включайте в план систематизацию. Поможет Яндекс Календарь.

Мы выделили на систематизацию 15 минут и отметили это время в Календаре
Мы выделили на систематизацию 15 минут и отметили это время в Календаре

Планирование поможет перестать бесконечно перекладывать документы из одной папки в другую: когда время на систематизацию выходит, вы останавливаетесь.

Если есть склонность к перфекционизму

Нужно контролировать себя, чтобы не тратить слишком много времени на детали. Здесь снова подойдёт строгое планирование в календаре, но его нужно подкрепить ещё каким-нибудь методом. Выбирайте:

  • Принцип 1–3–5. Подход простой: за день надо закончить одно большое дело, три средних и пять небольших. Подойдёт тогда, когда у вас много задач разного объёма, которые занимают разное время, — например, сделать отчёт и ответить на сообщение.
  • Принцип трёх дел. Работает практически так же, как предыдущий, только в этом случае вам нужно сконцентрироваться на трёх самых важных делах. Подойдёт, когда у вас все дела занимают примерно одинаковое количество времени и сил, например, если вам в день нужно написать три текста в соцсети.

Оба принципа не позволят увлекаться одним делом на весь день. Их можно чередовать в зависимости от того, какого типа задачи у вас стоят на сегодня. Ещё вы легко можете адаптировать методы как вам удобно — у вас может быть 2–5–7 дел, два больших дела на день или вообще одно.

Если общение мешает работе

Если из-за общения есть трудности с концентрацией, нужно дробить большие задачи, выделять время на перерывы и на те самые коммуникации, которые вас отвлекают.

Подойдёт техника временных блоков. Это когда вы не только записываете дела, но и выделяете на них определённое время, строгий временной отрезок. Например, с 13:00 до 13:30 работаете над одной задачей, не отвлекаясь на чаты. Календарь сам предлагает вам определить временной блок:

Только когда это время вышло, вы можете проверить, кто и что вам написал :)
Только когда это время вышло, вы можете проверить, кто и что вам написал :)

А ещё можно отключить уведомления и проверять чаты только раз в какое-то время. Проверку всех каналов связи можно внести в расписание:

Мы добавили такие проверки в 15:30 и 17:30
Мы добавили такие проверки в 15:30 и 17:30

На сайте Яндекс 360 можно подключить Календарь и другие сервисы, которые помогут эффективно выстраивать работу — личную и всей команды.