Садясь за руль, кто из нас задумывается над тем, как устроены автомобильные двери? Их конструкций придумано не меньше, чем конструкций автомобильных подвесок или двигателей. Отечественное автомобилестроение в этой области тоже старалось не уступать западному…
Просмотрел все учебники по конструированию автомобилей, какие смог разыскать. В них про автомобильные двери — почти ничего. Подчас о дверных замках рассказывают подробнее, чем о самих дверях. А, действительно, какие двери бывают у транспортных средств?
Цельные и надставные двери. С окнами и глухие; с оконными рамками и без; поворотные с навеской на переднюю стойку кузова и с задней навеской; распашные и подъёмные; подъёмные-«гильотинные» и типа «крылья чайки»; откидные с верхним или нижним шарниром; сдвижные и раздвижные; сдвижные шарнирно-рычажной навески, прислонно-сдвижные и сдвижные по направляющим; раздвижные ширмового типа («гармошки») и раздвижные планетарные. Наконец, не забудем про брезентовые пологи и колпаки («фонари», по авиационной терминологии). Какие-то двери используются в легковых и грузовых автомобилях, другие — исключительно в пассажирском транспорте.
Автомобиль унаследовал дверь от конной повозки. Точнее — от кареты. Ведь даже у роскошных карет этот элемент (до сих пор считающийся самым сложным в кузове) появился далеко не сразу. Так, в Главные конюшни Франции (Grands Écuyers de France) в Версале «coche à portière», то есть, повозка с дверьми, поступила только в 1580 году, при Генрихе IV Наварском. Возможно, это та самая карета, в какой его 14 мая 1610 года «весёлого короля Анри» заколет католический фанатик Равальяк, совершив таким образом первое отмеченное в летописях политическое убийство в колёсном транспортном средстве. Интересно, что слово «портьера» приобрело в русском языке другое значение, — занавеси из тяжёлой ткани на дверях или на окнах.
Притом, что отечественное автомобилестроение не балует нас особым разнообразием, найдётся что рассказать про двери и нам. Хотя бы нашумевшую историю про показ первых образцов КИМ-10‑50 членам правительства и Сталину летом 1940 года. За образец для советского народного автомобиля конструкторы выбрали британский Ford Prefect. Он был двухдверным. Что и воспроизвели. Сталин уселся в КИМ-10‑50 рядом с водителем и предложил народному комиссару среднего машиностроения И. А. Лихачёву сесть сзади. Протиснуться мимо вождя, а тем более попросить его на минуточку встать Лихачёв не решился. А в августе 1940 года вышло постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О малолитражном автомобиле КИМ», обвинившее Наркомсредмаш и лично И. А. Лихачева в самовольном внесении в конструкцию автомобиля изменений, ухудшающих автомобиль и увеличивающих его вес и стоимость (хотя, напротив, сокращение числа дверей уменьшает и то, и другое). Лихачёва из наркомов попёрли и вернули директорствовать на ЗИС, а КИМ принялись срочно переделывать на четыре двери. Происшествие приобрело вид анекдота и в иносказательной форме послужило сюжетом для повести Юрия Нагибина «Моя золотая тёща» (Нагибин какое-то время побыл зятем Лихачёва).
Менее распространена история с дверьми лёгкого грузового автомобиля УАЗ-450/УАЗ-451. Её подробно изложил Сергей Арбузов в книге «УльЗИС — УАЗ. Исторические заметки». Первоначальный проект предусматривал навеску дверей кабины на передних петлях (или, как ещё говорят, на стойке «А» кузова). Такие образцы были построены в 1956 году. Однако в апреле 1957 года, когда представили первые машины серийного вида, военные (основной заказчик) обнаружили, что Ульяновский автозавод без их ведома перевесил двери с передних петель на задние (на стойки «Б»), что небезопасно, поскольку при езде такие двери могут распахнуться под воздействием воздушного потока. Был и ещё важный момент: при сдавании задним ходом шоферы чаще ориентируются не по зеркалам, а через приоткрытую дверь, что в случае навески на задние петли попросту невозможно!
Однако к тому времени Ульяновский завод успел заказать штамповую оснастку на кабину. Так что и УАЗ-450, и УАЗ-451 запустили в производство с «неправильными» дверьми! Только в 1959 году с конвейера пошли «буханки» и «додики», у которых двери имели переднюю навеску. Но почему двери с задними петлями были столь популярны во всём мире, если у них столько недостатков? Ведь из-за коварной склонности распахиваться на всём ходу их даже прозвали «суицидными». Оказывается... ими удобнее пользоваться! Когда на Горьковском автозаводе разрабатывали микроавтомобиль ГАЗ-18 для инвалидов Великой Отечественной войны, невольным экспертом на проекте стал начальник экспериментального цеха Борис Михайлович Котельников, потерявший обе ноги на испытаниях. Он продемонстрировал, что человеку на протезах удобнее садиться за руль и вылезать из машины именно через дверь с задней навеской. И дверь ГАЗ-18 перевесили.
Конструкций дверей даже на отечественных автомобилях перепробовано множество. Обратите внимание хотя бы на кабину КамАЗ, дверь которой не закрывается заподлицо боковиной, а прислоняется к проёму. Этим (получено Авторское свидетельство на изобретение!) упрощена и удешевлена конструкция как проёма, так и двери. Много ли это сэкономило государственных средств — неизвестно. О расходах на строительство Камского автозавода можно прочитать здесь. Всё равно, мастер-модель кабины КамАЗа заказали за валюту в Италии, на фирме Alfredo Stola e Figli, признанном мировом лидере в этой области. Но и стоила она соответственно.
Денис Орлов, автомобильный историк
Что еще почитать:
Множество жертв, большие разрушения и беспомощность ПВО: как немцы разбомбили Горьковский автозавод
Под колпаком ЦРУ: как американцы помогали строить завод КамАЗ и чего они боялись
Абсурдный указ: зачем в СССР выпускали кабриолеты, которые были никому не нужны