Общие оценки образования и науки СССР и России
Тема сравнения нашей страны в двух ипостасях - советского периода СССР и современного капиталистического рыночного характера России довольно интересна и вызывает много публикаций и различных оценок. Для проведения сравнения нужен глобальный анализ во всех областях жизнедеятельности и будем надеяться, что найдётся такой автор или такие авторы, которые такую работу проведут. На данном же этапе оценка, большей части субъективная, даётся отдельно в каких-то областях материального, морального или экономического сравнения.
СССР - это уже история. Трагическое разрушение страны не было исторически неизбежным, но это произошло. В интернете часто можно найти видеоролики, в которых современные молодые люди отвечают на простые вроде вопросы и от таких ответов наступает некоторый шок, насколько бедны интеллектуально некоторые представители современной России. И сравнивая системы образования СССР и России, многие наши граждане отдают предпочтение советской системе образования. Как показывают социологические опросы, более половины россиян сожалеют о распаде СССР и желали бы его восстановления. А 59% граждан считают советское образование более доступным и лучшим по содержанию.
И это действительно так. Интересна график по оценке качества образования в разные периоды.
В 1997 году была разработана новая международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment, PISA). По оценкам этой системы Россия стабильно занимает от 20 до 35 места по математической грамотности, от 26 до 40 места по читательской грамотности, от 30 до 38 места по естественнонаучной грамотности. В эпоху СССР мы по качеству образования стабильно были в первой пятёрке (обычно 3 место). Что интересно пятёрку лучших в наши дни стабильно составляют азиатские страны- Китай, Гонконг, Сингапур, Тайвань, Япония.
Россия - социальное государство. Посмотрим, сколько же из бюджета тратиться на образование - от 3,5% от ВВП до 4,0 % от ВВП. В СССР этот показатель был гораздо выше, может быть и по этой причине молодые люди на вопрос «в каком веке родился Пушкин» отвечают то в XVI, то в XX веке.
А что с наукой? И здесь разруха в головах и устремлениях власти. Яркий пример - академия наук, которая в феврале 2024 года будет отмечать 300-летний юбилей. Созданная по указу Петра I академия наук всегда играла первую роль в научных исследованиях и была самостоятельной. В СССР это было высшее государственное научное учреждение. После реформы либералов во власти 2013 года все академии слили в одну, и теперь она подчиняется Министерству науки и высшего образования Российской Федерации (Минобрнауки России). Россия потеряла две трети своего научного потенциала.
За многолетнюю историю вручения нобелевских премий, высших премий в мире, в этот список попали 22 представители из Российской империи, СССР и России. 3 лауреата - это Российская империя (Павлов, Сенкевич, Мечников). 14 лауреатов - это СССР за 71 год советской власти. И только 5 человек - это современная Россия за 32 года. Но из этой пятёрки трое физиков получили премии за работы советского периода - это Жорес Алфёров, Виталий Гинзбург и Алексей Абрикосов.
Яркий пример современной науки - патентное дело, где количество патентов России сократилось в 4 раза.
Оптимизация по-американски
Не секрет, что после двух контрреволюций 1991 и 1993 года Россия потеряла свою независимость и фактически все существенные изменения происходили в стране под диктовку США и Запада. По оценке специалистов в стране работало более 2000 «советников» и «кураторов», которые и определяли внутренние реформы в экономике и в социальной сфере. Международные экономические и финансовые органы (МВФ, ЕБРР, МБ) выделяли деньги при соблюдение определённых условий. Этакий план Маршалла для России, когда экономическая помощь выделяется после выполнения политических установок (обеспечить геополитическое влияние США).
А в области образования и науки в России, где в основном «наследил» Фонд Д. Сороса, задачи у кураторов были предельно ясные - разрушить эти области и построить систему подчинённости и воспитания общества в духе потребителя гражданского общества (как понимает гражданское общество западная элита). С 90-х годов начался процесс «американизации российской школы».
Наши либералы называли это оптимизацией. На новостной платформе Равенство. Медиа приводятся результаты такой «оптимизации».
Прежде всего, о школах. При постоянном падении рождаемости и сокращении учеников в ближайшее время нам не будет хватать учебных мест.
Зато с маниакальной одержимость старались закрыть школы, то есть оптимизировать. Это примерно как с детскими садами - в 90-е предприятия сбрасывали ненужную для них нагрузку, те уходили на распродажу под новые функции, а в нулевые невозможно было устроить ребёнка в детский сад. История повторяется с учебными местами, и не только.
Многие дети в советское время отдыхали в пионерских лагерях. На дороге от Новосибирска к Академгородку рядом с Обью их было немало, все крупные предприятия и организации имели пионерлагеря для отдыха детей. Теперь различные «пейнтбол», мангалы, разваливающиеся строения и неизвестно кто. На месте пионерлагеря «Юный медик» начинается строительство высоток, жильё на продажу.
В Советском Союзе в пионерлагерях мог отдохнуть каждый пятый ребёнок (или 18%), в 2022 году – лишь 1 из 12 детей (8,2%). Минимальное количество пионерлагерей должно быть около 10 тысяч, в наличии 7 тысяч.
И материальная сторона. Не было таких проблем в Советском Союзе, как ребёнка собрать в школу. Да, иногда учебники выдавали от старших, кто перешёл в другой класс. Новых не хватало на всех. Но это были нормальные учебники. Тетрадки по 2 копейки. Альбомы 10-15 копеек. Форма не по запредельным ценам. А теперь.
И самый последний результат анализа - наука. Как в интервью газете «Советская Россия» отметил академик, председатель Сибирского отделения РАН Валентин Пармон, за последние 5 лет страна потеряла 50 тысяч научных сотрудников. По мнению учёного затраты на науку надо увеличивать как минимум в 3 раза. Только за последние десять лет Россия потеряла 343 КБ и НИИ и 117 тыс. учёных.
Образование и науку в стране целенаправленно «убивали». Пора бы уже понять эту простую вещь и восстанавливать положительные элементы советской системы. И для этого необходима система планирования Начинаются некоторые подвижки в эту сторону. В правительстве заговорили о разработке концепции технологического развития, о создании крупных консорциумов по подобию советских НПО, возрождении опытно-конструкторских работ и отраслевых институтов и т.д. Но пока это слова, а не действия. . Завтра может оказаться поздно.
Автор публикации
Пенсионер
Казак Анатолий
https://www.9111.ru/questions/7777777772746622/