Найти в Дзене
МойОфис

Культура обратной связи

Как давать комментарии, чтобы проект развивался, а коллегам было комфортно вместе работать дальше

Чем бы вы ни занимались, в любом деле наступает момент, когда надо давать или получать обратную связь. Руководитель комментирует результат работы линейных менеджеров, они — проекты своих подчиненных. Редактор оставляет правки в тексте копирайтера. Арт-директор хочет улучшить макет своих дизайнеров.

«Улучшить» — ключевое слово. Но иногда этот процесс дает противоположный эффект: подчиненный чувствует себя некомпетентным, переделывает работу без энтузиазма, выдает не самый лучший свой результат и со временем выгорает. Как можно этого избежать?

Главное — помнить о мотивации. Зачем вы даете обратную связь? Чтобы повлиять на общий результат и получить то, что требовалось изначально. Никак не для того, чтобы выплеснуть негатив и унизить сотрудника. Поэтому стоит придерживаться ряда правил.

Во-первых, важно всегда проявлять уважение. Каким бы ни был текущий результат, сотрудник потратил свое время и энергию. Вряд ли он хотел вас разочаровать. Вероятнее, он не так понял задачу, не смог донести свои мысли или ему не хватает опыта. Каждый из этих кейсов требует своего решения: заново обсудить задачу, выделить помощника, поменять исполнителя. В любом случае важно ценить вклад сотрудника.

Во-вторых, нужно оценивать работу, а не человека. Например, вы дали задание дизайнеру Мише собрать макет для публикации в соцсетях. Результат вас не устраивает. Но это не значит, что Миша плохой человек. Вероятно, дизайнеру не хватает опыта или времени. Но скорее всего, он сможет переделать макет, получив качественные комментарии.

В-третьих, помним о «правиле бутерброда». Сначала хвалим сотрудника. Например, говорим Мише, что оценили смелый креативный подход к макету. Потом переходим к замечаниям: цвета лучше выбрать более спокойные, а изображение — менее провокационное. Завершаем сообщение на позитивной ноте. Так, можно написать что-то вроде: «Миша, уверен, вторая итерация макета идеально раскроет мысль публикации».

И наконец, транслируем желание помочь. Очень важно предложить решения. Если вы не можете объяснить, что конкретно надо поменять, опишите конечный результат. Например, вы не арт-директор, но вам надо перебрифовать Мишу. Скажите, что итоговый макет должен отражать смысл статьи и вызывать у читателя желание попробовать ваш продукт за счет позитивных эмоций и сопоставления себя с героем на картинке.

Теперь рассмотрим несколько показательных формулировок, которых стоит избегать.

-2

«Мне не нравится» — это яркий маркер вкусовщины. И совсем не аргумент. Комментарии должны быть обоснованными, важно ссылаться на опыт и эффективность подобных проектов.

«Что-то не то» — без конкретики сотрудник не сможет разобраться, что нужно улучшить. Так, Миша, вместо того чтобы прорабатывать цвета, подумает, что дело в шрифтах. Попробует поиграть и окончательно загубит макет.

«Давай покрутим» — звучит так, словно это делается буквально за три минуты. Это обесценивает труд человека. Важно спрашивать, сколько времени займет доработка, и корректировать дедлайны. В спешке можно запаниковать, а это только вредит работе.

Мы в МойОфис заметили, что часто письменные комментарии не работают так, как нам хочется. Не всегда есть время детально формулировать свои соображения, к тому же в обратной связи крайне важны интонации и оттенки. Поэтому мы добавили в корпоративную версию редактора «МойОфис Текст» функцию голосовых комментариев. Вы просто проговариваете свои замечания и точечно прикрепляете их в соответствующих частях документа. Попробуйте, это действительно очень удобно.

Узнайте больше о редакторе «МойОфис Текст», голосовых комментариях и других полезных функциях на нашем сайте.