Напомним, что планер - это безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха, поддерживаемый в полёте за счёт аэродинамической подъёмной силы, создаваемой на крыле набегающим потоком воздуха. Его приспособили в военном деле и использовали для доставки войск и вооружения в зону боевых действий.
До места доставки военные планёры буксировались военными транспортными самолётами или бомбардировщиками.
Создавались целые планерные поезда из нескольких летательных аппаратов. Отделившись от буксирующего самолёта, они могли продолжать управляемый полёт на десятки километров и бесшумно приземляться на небольшие грунтовые площадки.
Односторонний характер их применения подразумевал одноразовое использование, что вело к строительству планёров из дешевых материалов, таких как древесина и ткань.
Военные планеры, как вид ВВС появились в конце 30-х годов в Германии и СССР. По грузоподъемности планеры подразделялись на легкие (взлетная масса до 2 т.), средние (взлетная масса до 10 т.) и тяжелые (взлетная масса выше 10 т). Тяжелые планеры строились только в Германии. Средние и тяжелые планеры могли вооружаться пулеметами.
Во время Второй мировой войны планеры применялись, в ходе воздушно-десантных операций. Некоторые из них могли перевозить военные машины, орудия, легкие танки, что повышало боеспособность десанта по сравнению с легковооружёнными парашютистами.
Немецкие войска первые применили планерный десант в боевых операциях. В СССР транспортные планеры использовались для снабжения партизанских отрядов оружием, боеприпасами и другим снаряжением.
Приведем несколько примеров военных планеров разных стран
СССР
Десантный планер КЦ-20 представлял собой деревянный летательный аппарат с трапециевидным крылом. Посадка осуществлялась на комбинированное лыжное и поджимающееся колесное шасси. ТТХ планера: длина – 14 м; высота – 2.8 м; размах крыла – 24 м; площадь крыла – 55 м²; снаряженная масса – 2 т; грузоподъемность – 2,2 т.; экипаж – 1 человек; количество мест – 20.
Германия
Десантный планер серии Ме321. Его использовали для перевозки войск, снаряжения и грузов. Для посадки планер имел четыре стальные лыжи, для взлёта — сбрасываемое шасси из четырех колёс. ТТХ планера: длина – 28 м; высота – 10 м; грузоподъемность – 22 т; размах крыла – 55 м; площадь крыла — 300 м²; вооружение – два 7,92-мм пулемета MG-34; экипаж – 3 человека; количество мест – 120.
США
Транспортный планер CG-10. Шасси — трехстоечное с убираемым в полете передним колесом. ТТХ планера: длина – 20,4 м; высота – 8,2 м; размах крыла – 32 м; площадь крыла – 108,8 м²; взлетная масса – 14,5 т; максимальная скорость – 290 км/ч; экипаж – 2 человека; количество мест – 42.