Найти в Дзене

"Пути сообщения" Ксения Буржская

Но ведь тело - это еще не главный признак существования По инерции дам телеграмму: тебе удачи,
а у меня тут на завтра выигрышный билет
в прачечную, где отстирывают память. Есть мнение, что спокойная благополучная жизнь не порождает большого искусства и литературы,и наоборот - дни окаянные глухих времен отзываются множеством по-настоящему сильных произведений. Если судить по новейшей русской литературе - близкое к истине. На события последних полутора лет она откликнулась каскадом по-настоящему сильных вещей, каждой из которых в нулевые-десятые было бы довольно, чтобы стать событием года. "Пути сообщения" из числа таких. Двухчастный роман, действие каждой части заканчивается Сочельником. В обеих, рискуя собой, неродные по крови люди спасают мальчика. Место действия в обоих случаях дом авангардной архитектуры в Басманном тупике, фасадом напоминающий открытую книгу, время - жестокая диктатура после недолгого периода свободы. Героиню дважды зовут Ниной. На этом сходство заканчивается потом

Но ведь тело - это еще не главный признак существования

По инерции дам телеграмму: тебе удачи,
а у меня тут на завтра выигрышный билет
в прачечную, где отстирывают память.

Есть мнение, что спокойная благополучная жизнь не порождает большого искусства и литературы,и наоборот - дни окаянные глухих времен отзываются множеством по-настоящему сильных произведений. Если судить по новейшей русской литературе - близкое к истине. На события последних полутора лет она откликнулась каскадом по-настоящему сильных вещей, каждой из которых в нулевые-десятые было бы довольно, чтобы стать событием года. "Пути сообщения" из числа таких.

Двухчастный роман, действие каждой части заканчивается Сочельником. В обеих, рискуя собой, неродные по крови люди спасают мальчика. Место действия в обоих случаях дом авангардной архитектуры в Басманном тупике, фасадом напоминающий открытую книгу, время - жестокая диктатура после недолгого периода свободы. Героиню дважды зовут Ниной. На этом сходство заканчивается потому что Нина первой книги жена высокопоставленного чиновника министерства путей сообщения, а вторая даже и не человек.

1936, ровеснице века машинистке Нине Беккер высокий пост мужа обеспечил более благоустроенную жизнь, чем большинству сограждан, а дружба с молодой Ганечкой расцветила жизнь бездетной героини многими яркими красками. Ганя с мужем Андрюшей и маленьким Владиком живет в том же доме, только не в отдельной квартире, как у Нины с Генрихом, а в коммуналке. Ксении Буржской удивительно удается атмосфера беззаботной радостной веры в лучшее будущее, которое вот совсем скоро наступит для всех. Прекрасный мир, в котором мы рождены, чтоб сказку сделать былью. Старшая подруга рассказывает младшей о прекрасных заграничных городах, которые объездила с Генрихом и верит, что Ганя, с ее талантами, обязательно станет звездой экрана, вот только Владик немного подрастет.

А на дворе 1936, помните историю родины? Действие второй части наше близкое будущее, 2044, Данил работает на престижной и неплохо оплачиваемой должности курьера, который по сути своей Харон - сопровождает осужденных "в эксперименты". Осужденные в основном по политическим статьям, странные люди, недовольные нашим прекрасным сегодня. Что бывает с ними после, как корректируют, Данила не интересует, да и зачем бы ему интересоваться тем, что не входит в круг должностных обязанностей?

Нина - искусственный интеллект, наблюдающий за жителями дома. То есть, формально это виртуальная помощница: "Нина, поставь музыку", "Нина, какая завтра погода?", "Нинка, включи стиральную машинку". Но не слишком афишируемая ее функция - докладывать о благонадежности жильцов дома четверговому комиссару. Нина каждого многоквартирного дома делает это. Наша нет. После одного экстраординарного происшествия, она не хочет быть шпионкой, а хочет ванну, быть женщиной и понимает, что любит Данила.

Такая горькая и страшная, такая щемяще-грустная история. Львиная доля ее обаяния в стилистическом богатстве, Буржская удивительно хороша в обращении со словом, настолько завораживая своей песнью птицы Гамаюн, что на поступки героев, направленные против инстинкта самосохранения, не хочется ответить станиславским: "Не верю!" И тем не менее, концепт "жизнь положу за други своя" - не самый популярный в человеческой популяции, не стоит думать о нас лучше, чем мы есть.

А если вы слушаете аудиокниги, то исполнение
Алевтины Пугач - это что-то немыслимо прекрасное.

#современная русская литература, Ксения Буржская, прошлое=будущее, материнство

@inspiria_books