Найти тему
VK Play

«Игры престолов» по-русски: чем вдохновлялись разработчики игры «Смута»

Оглавление

События, определившие ход истории

4 апреля в VK Play стала доступна ролевая игра “Смута” от российских разработчиков. Новинка рассказывает про один из самых мрачных, суровых и бурных периодов в истории нашей родины. Смутное время длилось с 1598 по 1613 годы – и в этих событиях есть, чем вдохновиться.

На обложке: картина Владимира Киреева «Оборона Смоленска»

Конец династии

Династия Рюриковичей правила Русью еще со времен варягов. В самом конце XVI века это правление подошло к концу – в 1598 году бездетным умер последний сын Ивана Грозного. Сам Грозный скончался в 1584-м, а другой его сын Иван – в 1581-м.

Но самым тяжелым ударом для династии стала внезапная смерть царевича Дмитрия в 1591 году, когда тот при загадочных обстоятельствах погиб в ходе игры в ножички в Угличе. По городу тут же прошел слух об убийстве царевича, мгновенно собралась разъяренная толпа, которая растерзала предполагаемых убийц. Позже назначенное Москвой следствие казнило самых активных самоуправцев, кто-то был сослан в Сибирь – что символично, вместе с угличским колоколом, которым созывали горожан на самосуд. Но убитых, и, что самое главное, царевича, вернуть было уже нельзя.

Смерть царевича Дмитрия
Смерть царевича Дмитрия

Истинная важность Дмитрия вскрылась позже. Его внезапная смерть при непонятных обстоятельствах произвела такое впечатление на народ, что довольно быстро поползли слухи, будто на деле он смог спастись. В последующем это привело к появлению авантюристов, выдававших себя за царевича, – они известны под именем Лжедмитриев.

В XVI-XVII веках общество верило, что царь – ставленник Бога и по его воле владеет землей и живущими на ней людьми. Поэтому появление Лжедмитриев само по себе вносило огромный раскол. Ведь если предположить, что это были законные наследники, следовало немедленно отобрать власть у тех, кто уже успел утвердиться – что вызывало ожесточенное сопротивление с их стороны. Это и была Смута, порождавшая гражданскую войну.

В мире монархий вопросы престолонаследия могли возникнуть в любой момент. От них не был застрахован никто. Но России повезло, что перед Смутой ей правил не кто-нибудь, а Иван Грозный. Он провел громадную работу по централизации государства, ликвидировав альтернативные Москве «центры силы». Это позволило во время тяжелейших испытаний Смутного времени сохранить страну в целости, избежав распада на части.

Двоецарствие

А распадаться было от чего. В отсутствие легитимного царя началась грызня за власть. Дважды во главе страны становились цари, не сумевшие основать собственные династии — Борис Годунов (1598-1605) и Василий Шуйский (1606-1610). Их власть была непрочна, к тому же царям-новичкам не везло с погодой. Несколько неурожаев подряд, которые в обычное время не угрожали существованию государства, в Смуту могли и сами по себе сломать всю систему управления страной.

Последние минуты Лжедмитрия I
Последние минуты Лжедмитрия I

Параллельно непопулярным царям в стране появлялись и исчезали Лжедмитрии. Всего их было пятеро, наиболее опасными оказались Лжедмитрий I и Лжедмитрий II. Они приобретали популярность, к ним шли всевозможные искатели авантюристы и искатели приключений — такие же, как и сами они. В войсках Лжедмитриев было много бедных шляхтичей из Польши, которые видели в Смуте шанс поправить свое благосостояние и увеличить влияние.

Ярчайшим проявлением царящего бардака стал Тушинский лагерь Лжедмитрия II. Когда его войска, выигрывая сражения, подошли к Москве, он остановился в Тушино — всего в паре десятков километров от Кремля, где сидел царь Василий Шуйский. Сложилось некоторое равновесие сил — ни одна из сторон не могла одержать решительную победу.

Тогда началось длительное противостояние. Лжедмитрий попытался выиграть гражданскую войну не в Москве, а потихоньку поджимая власть Шуйского в разных городах страны. Он рассылал всюду летучие отряды. Они разбивали царские войска то тут, то там, и тогда новый город присягал самозванцу.

Оборона Троице-Сергиева монастыря
Оборона Троице-Сергиева монастыря

Играя вдолгую, Лжедмитрий II обставлял себя всеми атрибутами царской власти — он завел боярскую думу, собственного церковного патриарха, и даже чеканил отдельную монету. На пике существования в Тушинском лагере была такая же размашистая и роскошная обстановка, как и в Кремле. Немалым образом потому, что туда массово перебегала московская элита — те бояре, которые думали, что Лжедмитрий одолеет Шуйского.

Но не все шло у Лжедмитрия гладко. Например, его войска вместе с поляками и немецкими наемниками безуспешно осаждали Троице-Сергиев монастырь. Однажды осаждающие попытались устроить хитро спланированный ночной штурм сразу с нескольких направлений. Но в итоге, напутав в сигналах, начали сражаться друг с другом под стенами монастыря, решив, что им навстречу совершена вылазка. На самом деле сыграли роль темнота и многонациональность войска. Разгром довершила крепостная артиллерия, которая только увеличила уровень кровавого хаоса, царящего под крепостными стенами.

Плохие бояре

Все это время соседняя Польша очень хотела вмешаться в происходивший в царящий в России бардак, но ее королю Сигизмунду III было не до того — он давил собственные бунты. В 1609 году Сигизмунд с ними все-таки разобрался, и в Россию вторглась уже армия польского короля.

Лжедмитрий II был в ярости, но ничего не смог сделать. Поляки, которые были костяком его армии, массово покинули ее. Все они хотели служить своему королю. На этой почве самозванец стал нервным, разругался с оставшимися единомышленниками и бежал в Калугу. Там он и был убит в конце 1610 года. За полгода до этого был свергнут крайне непопулярный Василий Шуйский.

«Лисовчик», иррегулярный польско-литовский всадник. Подобные охотно шли на службу к Лжедмитриям, ведь в ослабленной Смутой России было чем поживиться.
«Лисовчик», иррегулярный польско-литовский всадник. Подобные охотно шли на службу к Лжедмитриям, ведь в ослабленной Смутой России было чем поживиться.

Боярская элита к этому времени была уже в ужасе от десятилетия хаоса и неурядиц. Им было плевать, какого царя сажать — хоть Лжедмитрия, хоть поляка. Главное, чтобы он был силен и мог на что-то опереться. Поэтому крен в сторону Польши для бояр уже не выглядел чем-то недопустимым.

В умы бояр пришла странная, на взгляд современного человека, идея — сделать царем сына Сигизмунда III, пусть тот вторгся в Россию и осаждал Смоленск. Но в годы Смуты династическая идентичность была важнее национальной. Поэтому бояре не видели ничего такого в том, чтобы присягнуть польскому царевичу Владиславу.

Сам Сигизмунд, впрочем, не собирался заниматься возведением всех этих декораций с Владиславом. Он просто хотел всю Россию себе и сразу, считая, что она настолько развалена, что надо просто прийти и взять ее.

Кадр из неплохого отечественного мультфильма «Крепость: Щитом и мечом», посвященного обороне Смоленска от армии Сигизмунда III
Кадр из неплохого отечественного мультфильма «Крепость: Щитом и мечом», посвященного обороне Смоленска от армии Сигизмунда III

Основания для этого имелись — ведь, пока королевская армия занималась Смоленском, в Москве уже фактически существовал польский гарнизон. Это были бывшие авантюристы, которые пошли за Лжедмитрием II. Теперь, когда бояре свергли Шуйского, они открыли полякам все дороги. Через какое-то время те вели себя в Москве как полноправные хозяева. Договоренность о «культурном» переходе власти в руки польского царевича таяла на глазах. России грозили уже не внутренние распри, а иностранное завоевание.

Гражданское общество

К счастью, Сигизмунд крепко встрял под Смоленском. Он возился там аж до июня 1611 года, и даром эта осада не прошла — королевской армии требовалось время для восстановления.

В народе тем временем решили, что отдавать свою судьбу в руки бояр и поляков не будут. По всей стране начали собирать ополчение. Это были отнюдь не крестьяне с вилами, а хорошо вооруженные профессиональные воины, которые находились в разных городах. Местные купцы спонсировали предприятие, предоставляя коней, телеги, фураж и боеприпасы. На борьбу с захватчиками поднимался по-настоящему суверенный народ.

Кузьма Минин призывает создать ополчение
Кузьма Минин призывает создать ополчение

Бояре, что характерно, стремились сорвать сбор ополчения — они боялись конкуренции со стороны харизматических предводителей этой новой рати. Поэтому верхушка элиты, сидящая в Москве, вставляла в колеса все возможные палки. Но ни это, ни попытки поляков рассылать рейдовые группы, наносившие внезапные удары там, где их не ждут, не изменило решимости людей.

В марте 1611-го самые смелые вожди ополчения проникли в Москву в стиле Assassin's Creed. Их задачей было поднять мятеж. Большая часть населения столицы ненавидела и бояр, и поляков, поэтому сделать это было несложно. Среди этих вожаков был и князь Пожарский — тот самый, что увековечен вместе с купцом Кузьмой Мининым на Красной площади.

Правда, с восстанием вышло не очень — по замыслу, основные силы ополчения должны были подтянуться к Москве вскоре после мятежа. На деле они сильно отстали. А поляки, люди чужие, просто подожгли город, чтобы отвлечь повстанцев. Так и случилось — те бросились безуспешно тушить свои дома, и мятеж в итоге рассосался сам собой. А Москва большей частью сгорела.

На фоне этой неудачи лидеры ополчения рассорились меж собой, и оно в итоге поредело. Засевшие в Кремле поляки почувствовали себя увереннее. Но неудача была лишь тактической — оставшиеся без крова москвичи разбредались по всем городам. Их рассказы только подхлестывали ненависть к оккупантам.

Краудфандинг времен Смуты — нижегородцы сдают утварь, чтобы профинансировать ополчение, которое пойдет отбивать Москву у поляков
Краудфандинг времен Смуты — нижегородцы сдают утварь, чтобы профинансировать ополчение, которое пойдет отбивать Москву у поляков

Уже в сентябре в Нижнем Новгороде начало формироваться второе ополчение. В апреле следующего, 1612 года стартовал новый поход на Москву. Город с поляками на этот раз был осажден всерьез, любая внутренняя свара в ополчении пресекалась. Зажатые со всех сторон, оккупанты быстро попали в лапы голода и скатились до каннибализма. Знаменитый польский гонор проявлялся даже тут. Внутри осажденного Кремля разворачивались горячие споры, кто будет есть убитого — его друзья, его родственники или однополчане.

В итоге все завершилось победой и освобождением Москвы в октябре 1612 года. В следующем году был первый царь династии Романовых, и страна начала медленно отползать от края пропасти Смутного времени. Россия была спасена, и спасена не варягами, не монархами и не элитой, а усилиями всего народа.

Смутное время – всегда малоприятный для пребывания период. Мало кто хотел бы там оказаться на самом деле и ощутить на себе все прелести падающей экономики, гражданской войны и неясного будущего. Но скучно в такие времена точно не бывает. Игра – отличный способ прикоснуться к «играм престолов» Русского царства, не переживая самим этих мрачных событий.