Найти тему

Своим путём. Тест автомобильных акустических систем Focal K2 Power M

Оглавление

Вот нравятся мне такие тесты нешаблонной техники. Когда вроде привык к общепринятым нормам, и вдруг – бац, всё по-другому. Многое позволяет переосмыслить. Скажем, 6,5-дюймовый динамик вдруг оказывается приличным широкополосником, твитер имеет резонанс ниже 200 Гц (в нулях не ошибся) и требует хоть и небольшого, но отдельного объёма, а сабвуфер калибром всего 5 дюймов лупашит в грудь с рвением концертного монитора… Хотя, чего уж там, французы – они всегда идут своим путём, впервые что ли.

В общем, сегодня в лаборатории – новая серия Focal K2 Power M. Состоит из четырёх компонентов:

  • НЧ/СЧ динамики Focal 6.5 KM,
  • СЧ динамики Focal 3 KM,
  • Твитеры Focal FRAK,
  • Сабвуфер Focal SUB 5 KM

Ну и ещё предлагаются защитные грили – нужны не всегда, а потому продаются отдельно. С литыми металлическими кольцами, увесистые – всё как положено.

-2

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО, КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. НЧ/СЧ ДИНАМИКИ FOCAL 6.5 KM

Характерная особенность новой серии – M-образные диффузоры. Их геометрия аналогична той, что используется в серии Utopia M.

-3

Верхние подвесы – очень мягкие, с кольцевыми утолщениями, призванными гасить возникающие в них резонансы. А заодно и уменьшать обратное воздействие на края диффузора. Фича называется TMD (Tuned Mass Damper).

-4

Каждый динамик имеет свой серийный номер, нанесённый на подвес.

-5

Материал диффузоров перешёл по наследству от прежней серии K2 Power – это арамидное волокно (кевлар – лишь одно из его коммерческих названий), вспененный слой и что-то похожее на стекловуаль с тыльной стороны. К слову, упоминавшееся ранее название вспененного материала Rohacell в нынешних пресс-релизах не фигурирует, но в ходе переписки с французами был получен ответ, что это по прежнему он.

-6

Построены динамики на массивных литых корзинах.

-7

Магниты – огромные, диаметром чуть меньше 13 см. Хотя монтажная глубина – всего 5,4 см.

-8

Осевой канал, мягко говоря, крупный. Ни о каком эффекте воздушной подушки в пространстве магнитной системы и речи быть не может.

-9

Катушка – тоже не мелкая. Диаметром 60 мм, крепится как раз по ребру М-образного диффузора.

-10

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЧ ДИНАМИКОВ FOCAL 3 KM

Формально Focal относит «серединки» к 3-дюймовым: внешний диаметр по фланцу составляет 8 см.

-11

Диффузоры имеют ту же М-образую геометрию, для верхних подвесов используется вышеуказанная технология TDM (кольцевые утолщения).

-12

Звуковая катушка тоже крепится к диффузору по его ребру. Её диаметр – 35 мм.

-13

Корзины – литые, алюминиевые. Моторы – на кольцевых неодимовых магнитах.

-14

Осевой канал уже не такой огромный. Он просто крупный.

-15

Монтажная глубина – чуть меньше 3 см. Динамики достаточно компактные.

-16

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТВИТЕРОВ FOCAL FRAK

Фактически, твитеры представляют собой уменьшенные копии НЧ/СЧ и СЧ динамиков. Причём в самом прямом смысле. Даже резонансная частота у них… Сами на измерениях увидите.

-17

Смотрите, твитеры имеют открытую конструкцию, т. е. вообще никаких акустических камер и закрытых объёмов с тыльной стороны.

-18

Разве что сами излучающие элементы здесь выполнены не из кевларо-пенно-стеловолоконного сэндвича, как в предыдущей серии, а из алюминиево-магниевого сплава.

-19

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САБВУФЕРОВ FOCAL SUB 5 KM

Сабвуфер меньше, чем НЧ/СЧ динамик? А что вы хотели, французы – они такие, могут сломать стереотипы… Формально SUB 5 KM имеет калибр 5 дюймов, но если уж округлять, то ближе к 5,5-дюймовым или даже 6-дюймовым. Внешний диаметр по фланцу – 15,4 см.

-20
-21

Верхний резиновый подвес достаточно жёсткий, да и центрирующая шайба очень тугая. Параметр Vas вообще рушит все представления о динамиках – он меньше 2 литров.

-22

Диаметр звуковой катушки – те же 60 мм, как у НЧ/СЧ динамика 6.5 КМ. Хотя, разумеется, с совершенно иными параметрами намотки.

-23

Интересная особенность – с тыльной стороны диффузора приклеен «пятак», увеличивающий массу подвижной системы. Логично: без утяжеления при столь жёстком подвесе резонанс улетел бы чуть ли не в среднечастотный диапазон.

-24

ИЗМЕРЕНИЕ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ

Пройдусь по порядку – сначала общий график импеданса и циферки, потом что из них следует. Ну и сходу про твитеры Focal FRAK. Много ли вы видели автомобильных высокочастотников с резонансом ниже 200 Гц? Вот и я немного. Настолько, что, пожалуй, вообще ни одного.

-25

Заявленные/фактические параметры Focal 6.5 KM (НЧ/СЧ):

  • Fs (собственная резонансная частота) – 76 Гц / 68 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 7,0 л / 9,4 л
  • Qms (механическая добротность) – 10,70 / 8,75
  • Qes (электрическая добротность) – 0,82 / 0,68
  • Qts (полная добротность) – 0,77 / 0,63
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 14 г / 14 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,0 Тл м / 5,1 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,0 Ом / 2,9 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 93,0 дБ / 88,5 дБ

Заявленные/фактические параметры Focal 3 KM (СЧ):

  • Fs (собственная резонансная частота) – 170 Гц / 182 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 0,30 л / 0,24 л
  • Qms (механическая добротность) – 7,00 / 7,28
  • Qes (электрическая добротность) – 0,72 / 0,67
  • Qts (полная добротность) – 0,65 / 0,62
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 3,4 г / 3,3 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,0 Тл м / 4,2 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,0 Ом / 3,1 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 89,0 дБ / 84,9 дБ

Заявленные/фактические параметры Focal SUB 5 KM (НЧ):

  • Fs (собственная резонансная частота) – 65 Гц / 62 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 1,5 л / 1,6 л
  • Qms (механическая добротность) – 5,00 / 5,55
  • Qes (электрическая добротность) – 1,30 / 1,27
  • Qts (полная добротность) – 1,00 / 1,00
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 51 г / 53 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 7,0 Тл м / 7,2 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,0 Ом / 3,1 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 86,0 дБ / 80,1 дБ

НЧ/СЧ динамики Focal 6.5 KM – чуть мягче заявленного, но ненамного. Концепция в любом случае сохранена – центрирующие шайбы жёсткие (Vas меньше 10 литров), так что динамики не слишком восприимчивы к форме и объёму пространства позади них. В некоторым смысле это можно считать плюсом, хотя и приводит обычно к снижению чувствительности. Дело спас сильный мотор, так что опорное значение получилось нормальным (на заявку можно не смотреть, французы вечно указывают «чуйку» по-своему, умалчивая об условиях). Тем не менее, тесные корпуса динамики не любят, а двери – любят.

СЧ динамики Focal 3 KM – параметры попали в заявку достаточно точно, разве что Fs выше обещанного. Погоды, впрочем, это не делает. Не очень любят тесные объёмы – хотя бы 0,5 литра им желательно дать (это ну прямо самый минимум). А вообще, чем больше, тем лучше.

Сабвуфер Focal SUB 5 KM – это сильные моторы, но тяжеленная подвижка и тугие (даже очень тугие) центрирующие шайбы. В результате – способность работать в корпусах какого угодно объёма – от 4-5 литров и до Free-Air. Правда, чувствительность на грани законности, но не будем забывать, что и калибр едва больше 5 дюймов. Короче, одной штукой в системе явно не обойтись.

АНАЛИЗ РАБОТЫ НЧ/СЧ ДИНАМИКОВ FOCAL 6.5 KM

Поехали разбирать дальше. НЧ/СЧ динамики начинают проявлять направленность выше 2 кГц (что логично для этого калибра), хотя под углами ничего страшного не происходит – спасибо М-образной геометрии.

-26

ФЧХ наглядно показывает наличие в подвижке мелких локальных резонансов. Но, на удивление, это не приводит к чрезмерной болтанке АЧХ, и она укладывается в узкий коридор шириной всего несколько децибел.

-27

Искажения умеренные, рост с понижением частоты плавный. Распускать динамики совсем уж в полную полосу вниз я бы не стал, но вообще, как показало прослушивание, с перегрузочной способностью всё нормально, без криминала.

-28

АНАЛИЗ РАБОТЫ СЧ ДИНАМИКОВ FOCAL 3 KM

На АЧХ «серединок» получилась интересная «ступенька», сопровождающаяся перепадом ФЧХ в этой области (вернее, являющаяся следствием оного). Следствие локального резонанса (его, кстати, и на графике импеданса проследить можно – лёгкий «пупок» около 2 кГц). На слух, впрочем, это не даёт дискомфорта, но об этом скажу чуть дальше.

-29
-30

Искажения в рабочем частотном диапазоне невысокие, с понижением частоты растут плавно, так что жёстких ограничений по подрезке снизу тут нет. Достаточно здравого смысла, который подсказывает, что распускать динамик такого калибра играть ниже 300-350 Гц вряд ли имеет смысл. Можно подрезать даже чуть выше – микродинамика от этого только выиграет.

-31

АНАЛИЗ РАБОТЫ ТВИТЕРОВ FOCAL FRAK

Хоть резонансная частота твитеров и ниже 200 Гц, и конструкция больше похожа на обычный динамик, FRAK остаются твитерами, и лезть в СЧ диапазон не пытаются. Но наверх тянут достаточно высоко, за пределы звукового диапазона. В описании указано, что вообще до 32 кГц, что вполне может быть. Кстати, и под углами не так уж сильно теряются, так что лёгких разворотов не боятся.

-32

Лёгкая болтанка АЧХ вызвана не только локальными резонансами, но и формой купола (на этих частотах размеры твитера сопоставимы с длинами волн, и от интерференции никуда не деться). Но обошлось без сильных провалов и выбросов.

-33

А вот и наглядно о том, как твитеры подрезать снизу. Плавный рост искажений (а плавный – это хорошо) начинается ниже 2,5 кГц, так что настраивать ФВЧ лучше не ниже 3,5-4 кГц (для определённости – 12 дБ/октава). Эксперименты при прослушивании это подтвердили.

-34

АНАЛИЗ РАБОТЫ САБВУФЕРА FOCAL SUB 5 KM

Если коротко, то в диапазоне до 1-1,5 кГц – ни единого значимого резонанса, ну а выше – не так уж и важно. Но это не значит, что динамик доигрывает до килогерца. Не доигрывает (вспомните про массу подвижки). Так что это самый настоящий НЧ динамик, и сжульничать, попытавшись свести его не с 6.5 КМ, а сразу с серединками 3 KM, не получится.

-35

По искажениям – нормально по сабвуферным меркам. Динамики с повышенной добротностью (а тут Qts около 1) почти всегда имеют на НЧ повышенный КГИ, но в данном случае динамик не рискует уходить в разнос – подвижку в любом случае удерживает непривычно жёсткая центрирующая шайба.

-36

ПРОБА В ДЕЛЕ. КАКОГО ЗВУЧАНИЯ ОЖИДАТЬ ОТ КОМПОНЕНТОВ?

Очевидно, что звучание системы во многом зависит от настроек, поэтому отмечу лишь ключевые моменты. Для первого понимания сначала включал динамики в полную полосу (кроме твитеров, разумеется), а потом экспериментировал с разделами полос, подмечая зависимости. И вот какие получились выводы.

Focal 6.5 KM. Хоть и имеют статус НЧ/СЧ динамиков, но умеют играть почти в полную полосу. Причём, что интересно, без выпячивания и выкрикивания отдельных звуков вплоть до самого верха. Было бы странно оценивать детальность на ВЧ у 6,5-дюймовых мидвуферов (этого от них как бы никто и не ждёт), зато в нужном нам диапазоне вокал и инструменты звучат ровно и открыто. Адекватно передаётся атака сигнала: удары по малому барабану или щипки струн в гитаре «стреляют» не то, чтобы остро, но уж точно без мутности и замыливания. И снова замечу, что ни один звук не вылетает из общей музыкальной картинки – цельное такое звучание.

Бас, как это ни странно, не кажется облегчённым (как можно было бы подумать, глядя на резонансную частоту). В сабвуферный диапазон не лезут, но на верхнем басе и на нижней середине звучание основательное. Без сухости, хотя «мягким» я бы его тоже не назвал, несмотря на то, что на рокешнике или, скажем, в клубной музыке жёсткого толчка в грудь динамики не дают. Судя по всему, в концепции линейки K2 Power M за «ударность» отвечают Focal SUB 5 KM. В чём, собственно я чуть позже и убедился.

Focal 3 KM. Тоже изо всех сил стараются казаться широкополосными и тянут вверх. Главная же особенность – отсутствие характерной жёсткости, присущей кевлару (в чём иногда упрекали предыдущие поколения K2 Power). Я бы назвал звучание достаточно нейтральным – оно без холодной резкости, но и без томной теплоты. Разрешение на СЧ достаточно высокое, никакой замыленности. Лезть вниз не пытаются, но если не зажимать динамики в тесные объёмы (а и не надо их зажимать, они свободу любят), то играют уже от 250-300 Гц – запас для настройки стыка с мидбасовым звеном имеется.

Focal FRAK. Очень интересная подача верхов. С одной стороны, при любых настройках перепутать эти твитеры с шёлковыми невозможно: никакой томной мягкости и напускной теплоты. С другой стороны, «прохладность» в звучании не сопровождается колкостью или остротой – никакого «пенопласта по стеклу» тоже нет, всё ровненько. По крайней мере, при нормальном сведении с СЧ звеном (чтоб без резких скачков и переломов на общей фазовой характеристике) слух не уставал даже при длительном прослушивании.

Возможно, подача не такая деликатная и утончённая, как, скажем, у Focal TBM (которые из серии Utopia M), но обвинить FRAK в отсутствии драйва и здорового музыкального напора язык не поворачивается.

Что касается настроек, то FRAK можно использовать не только в 3-полоске, но и в 2-полоске. Правда, как и предполагал, низкими частотами раздела я бы не увлекался: ниже 4 кГц (12 дБ/октава) они хоть ещё и не начинают звенеть, но начинают как-то слишком проявлять свою металлическую сущность. При более высоких настройках – никаких вопросов.

Focal SUB 5 KM. Если при прослушивании смотреть на параметры, возникает эдакий диссонанс: по циферкам это просто НЧ динамик, а субъективно –сопоставимо с привычным 8-дюймовым (а то и с иным 10-дюймовым сабом). Бас не жёсткий, но неожиданно плотный, причём воспринимаемый тактильно. Не рыхлая размазня «твоя машина шатал», а, скорее, как от НЧ монитора на большом концерте с хорошо поставленным звуком.

Правда, чтобы дотянуть по отдаче до акустики, я бы предусматривал в систему, как минимум, парочку таких злючих малышей. Или даже больше, благо, в плане объёмов они непривередливы.

КОРОТКО ПО ДЕЛУ

Общая концепция. В иерархии Focal всегда было разделение: серия Utopia – для тех, кто ловит нежные музыкальные флюиды и копается в «аудиофилических» тонкостях, а K2 Power – для тех, кто любит поагрессивней и понапористей. Собственно, этот статус-кво сохранился и в новых Utopia M, а теперь – и в K2 Power M. Но если раньше K2 Power была построена по привычной концепции, то «эмка» в этом смысле иная. Вот короткие «выжимки» по каждому из компонентов:

Focal 6.5 KM. Очень ровные динамики, начиная от среднего баса и до… с запасом, в общем, почти широкополосные. Это не значит, что динамики так и нужно использовать, но на них можно смело возлагать ответственность за основную часть информативного диапазона. Свобода в настройке огромная, нивелировать какие-то особенности и артефакты не придётся из-за отсутствием оных. Внизу играют наполненно, но без лишнего напора – за кик-эффект и басовую тактильность в концепции K2 Power M отвечают малыши-злючки Focal SUB 5 KM.

Focal 3 KM. Серединки, в которых кевларовые диффузоры дали достаточную детальность и динамику, не превратив звук в жёсткое ковыряние отвёрткой в ушах. В настройке имеют свои особенности, но в умелых руках позволяют получить достаточно ровное звучание. В тесные объёмы я бы их не зажимал.

Focal FRAK. Союз алюминия и магния, хотя при правильной настройке позволяют избежать характерной «металлической» резкости. Вписываются в концепцию K2 Power – понравятся любителям бодрого и напористого звучания. И не забываем про открытую конструкцию – этим твитерам нужны свои объёмы, пусть и небольшие (около 50 мл будет норм).

Focal SUB 5 KM. Французы назвали этот динамик сабвуфером, в чём я, глядя на параметры, сначала сомневался. Но потом вспомнил давнюю поездку на фабрику Phil Jones Bass в Китае (делают сценическую акустику), так там басовые мониторы тоже в основном на небольших динамиках. Вот и здесь получился реальный сабвуфер, пусть даже мелкий и требующий своего подхода. В систему нужно предусматривать минимум пару или даже больше, зато динамику решительно плевать, в каком объёме работать. Короче, есть шанс построить весьма интересное сабовое звено.