Статьи по книге «Трудно быть Богом» братьев Стругацких натолкнули на некоторые мысли, связанные с книгами «Обитаемый остров» и «Жук в муравейнике». На наш взгляд, связь книг гораздо тоньше, чем видится на первый, а иногда и на десятый, взгляд. Давайте же почитаем (в сотый раз!) «Обитаемый остров»!
«Максим приоткрыл люк, высунулся и опасливо поглядел в небо. Небо здесь было низкое и какое-то твёрдое, без этой легкомысленной прозрачности, намекающей на бездонность космоса и множественность обитаемых миров, – настоящая библейская твердь, гладкая и непроницаемая. Твердь эта, несомненно, опиралась на могучие плечи местного Атланта и равномерно фосфоресцировала. Максим поискал в зените дыру, пробитую кораблём, но дыры там не было – там расплывались только две большие черные кляксы, словно капли туши в воде. Максим распахнул люк настежь и соскочил в высокую сухую траву...»
О том, что Максим молодой дурак, уже говорилось в прошлой статье и обсуждениях. Пока не будем об этом, примем за факт. Интересно другое:
«…намекающей на бездонность космоса и множественность обитаемых миров»... Помните, в прошлых статьях, по «Трудно быть Богом», мы из статьи в статью твердили: есть и другие инопланетяне, кроме уже открытых и Странников, потому что это вселенная. И если есть несколько рас, значит, есть и ещё. Если есть одна, более развитая, чем земляне, значит, могут быть и другие. То, что земляне их не видят, не значит, что их нет. Земляне и Странников-то не очень видели. Находили разные артефакты, вроде как похожи, вроде из одного материала. И что? Мало у нас сейчас найдено глиняных черепков? Они все из глины, это же не повод древних греков называть ацтеками, а ацтеков – русичами или египтянами, правда?
«Максим обошёл корабль, ведя ладонью по холодному, чуть влажному его боку. Он обнаружил следы ударов там, где и ожидал. Глубокая неприятная вмятина под индикаторным кольцом – это когда корабль внезапно подбросило и завалило набок, так что киберпилот обиделся и Максиму пришлось спешно перехватить управление, и зазубрина возле правого зрачка – это десять секунд спустя, когда корабль положило на нос и он окривел. Максим снова посмотрел в зенит. Черные кляксы были теперь еле видны. Метеоритная атака в стратосфере, вероятность – ноль целых ноль-ноль… Но ведь всякое возможное событие когда-нибудь да осуществляется…»
Похоже, сам Максим не очень-то верит, что это была метеоритная атака. И если быть честными, даже просто два метеорита, вошедшие в атмосферу примерно одним курсом – явление крайне маловероятное.
Для нас это было бы очевидно – атака ПВО. Скорее всего, ракетная из автономного ЗРК, или зенитка с автоматическим наведением. Космический корабль – не поршневой тихоход, летящий параллельно земле. Здесь только автоматика может рассчитать траекторию, навестись и атаковать. Вручную попасть в настолько скоростной объект можно, только выпуская тысячи снарядов, здесь нужен компьютер с программой, способной проанализировать ситуацию.. То есть мы априори принимаем высокоразвитые компьютерные технологии.
И давайте, кстати, обратим внимание на другое. Максим – хорошо подготовленный пилот, способный моментально среагировать на опасность и посадить повреждённый корабль на планету. Он ещё и время между попаданиями засек.
Дальше Максим совершает целую череду бездумных и глупых поступков, доказывающих, что он круглый кретин – оставим все это критикам. А после этого, вернее, в результате этого, взрывается корабль.
«Нет, отчего же… – потерянно думал он. Явилась большая обезьяна, видит – меня нет, забралась внутрь, подняла палубу – сам я не знаю, как это делается, но она сообразила, сообразительная такая была обезьяна, шестипалая, – подняла, значит, палубу… Что там в кораблях под палубой? Словом, нашла она аккумуляторы, взяла большой камень – и трах!.. Очень большой камень, тонны в три весом, – и с размаху… Здоровенная такая обезьяна… Доконала она все-таки мой корабль своими булыжниками – два раза в стратосфере и вот здесь… Удивительная история…»
Вспомним: две ракеты или два снаряда (метеориты отметаем) столь мощные, что сбили корабль с курса, его не взорвали. Выходит, тут взрывали чем-то более мощным. Почему? Ну, мы же с вами не предполагаем шестипалую обезьяну с камнем в три тонны, знающую устройство корабля? Есть, правда, вариант, что саданули в открытый люк… Ну да, Максим – му…дурак.
«Хватятся меня, конечно, скоро, но даже когда хватятся, то вряд ли подумают, что такое
возможно: корабль погиб, а пилот цел…
Он повернулся спиной к пожару и пошёл прочь…
Спокойствие, думал он. Главное – не пороть горячку. Время есть. Собственно говоря, у меня масса времени. Они могут искать меня до бесконечности: корабля нет, и найти меня невозможно…
А я уж тут что-нибудь придумаю…»
Что тут сказать...
1. И даже заморачиваться не будут.
2. Максим делает всё, чтобы его не нашли. Вероятно, у него не было такого детства как у Антона, Пашки и Анки.
3. Да, Максим, у тебя впереди очень много времени, пока не умрёшь, тебя и правда найти невозможно. Маме сообщат, что ты погиб.
4. Удачи, придумщик.
Что нам в этом эпизоде можно выудить? Пожалуй, только то, что или Максим даже не рассчитывае, что его будут искать, или он – окончательный и полный кретин, лишённый хоть каких-то навыков действия в аварийной ситуации. Только этим можно объяснить, что он спокойно уходит с места крушения. Мы говорили и повторим: цена жизни человека в мире Полдня – нулевая.
«Пищи мне не нужно. То есть я бы поел, но это работают дремучие инстинкты, которые мы сейчас подавим. Вода мне понадобится не раньше чем через сутки. Воздуху хватает, хотя я предпочёл бы, чтобы в атмосфере было поменьше углекислоты и радиоактивной грязи. Так что ничего низменного мне не нужно…»
Прям Арата из ТББ. Но Максим-то точно фукумизированный.
«Робинзон, подумал он с некоторым даже интересом. Максим Крузое...»
Может, это и неважно, но Даниэля Дефо он читал.
«…пёрло, горбатое, неопрятное, дребезжа отставшими листами железа, начинённое сырым плутонием пополам с лантанидами, беспомощное, угрожающее, без людей, тупое и опасное – перевалилось через перекрёсток и попёрло дальше, хрустя и визжа раздавливаемым бетоном, оставив за собой хвост раскалённой духоты, скрылось в лесу и все рычало, ворочалось, взрёвывало, постепенно затихая в отдалении...»
Итак, заканчиваем статью. Если думаете, что мы много упустили – нет. Вот ссылка на прошлую статью, которую вы, возможно, не читали или читали давно. Прочтите её тоже, или обновите в памяти. Мы не хотим гнать объем ради объёма. Вот, а теперь выводы:
Первое. В мире присутствует зенитная артиллерия, возможно ракетные системы.
Второе. В мире присутствует развитая компьютерная технология. Компьютер засек на радаре цель, классифицировал её как неизвестную, навёл зенитные системы и произвёл два выстрела.
Третье. Техника в мире обладает высокой надёжностью. Вокруг нас картинка постапа, а техника все ещё работает.
Четвёртое. В мире присутствуют мобильные ядерные установки, которые активно применяются/применялись.
Судя по всему, это аналог нашей с вами Земли недалёкого будущего, где-то середина XXI века.
Что предположили бы мы в такой ситуации? Мы попали в серую зону боевых действий. Мобильная группа вышла к месту падения вражеского ЛА и уничтожила его.
Максим не лох какой, он и про Робинзона знает и про Пятницу, и про то, что люди убивают друг дружку. Он мальчик начитанный, хоть и дожил до своих 25–30 лет.
Пока это всё, что мы знаем… Ну, с учётом старой статьи. Не хочется тут совсем уж Макса и землян опускать. Посмотрим, что будет дальше.
Друзья, не обижайтесь, но мы не часто сможем отвечать так как Мир Зари на каникулах. Связь есть не везде и не всегда. Если интересно, где мы и чем заняты – напишите в комментариях, обязательно расскажем.