Найти тему
10,2K подписчиков

Друг Шишкина и позабытый академик, которого критиковал Репин

1,6K прочитали
"Лесной пейзаж. Пруд", В.М. Резанов, вторая половина XIX в. Музей изобразительных искусств Татарстана, Казань.
"Лесной пейзаж. Пруд", В.М. Резанов, вторая половина XIX в. Музей изобразительных искусств Татарстана, Казань.

Герой сегодняшней публикации, Виктор Михайлович Резанов, родился в семье военного (участника Отечественной войны 1812 года) на юге Российской империи в Черниговской губернии и произошло это в далеком 1829 году. Начальное образование получил в Нежинском юридическом лицее (тот самый, что закончил Н.В. Гоголь), но по юридической стезе не пошел, а поехал поступать в столичную Академию художеств. Там его учителями стали Максим Воробьев, а затем его сын Сократ.

Нельзя сказать, чтобы обучение в Академии (в 50-х годах XIX века) было очень уж успешным, ведь закончил он ее только в звании художника III-ей степени, причем учился он достаточно долго - от момента получения первой медали и до выпуска (1862) прошло целых девять лет. В дальнейшем он едет в родные места на юг страны и начинает там усиленно работать. Федор Булгаков в своей книге приводит фамилии помещиков, политиков и чиновников (Черниговской и Полтавской губерний) имения которых он запечатлел на своих холстах, не буду приводить их здесь дабы не утомлять читателя.

"Возвращение  домой", В.М. Резанов, 1861. Русский центр искусства, Калининград.
"Возвращение домой", В.М. Резанов, 1861. Русский центр искусства, Калининград.
"Рыбаки у озера", В.М. Резанов, 1861. Русский центр искусства, Калининград.
"Рыбаки у озера", В.М. Резанов, 1861. Русский центр искусства, Калининград.

В конце 1864 года Резанов уезжает в Европу, сначала будет французская столица, а затем - Дюссельдорф. За некоторое время до Резанова в этом немецком городе работал знаменитый Иван Шишкин, которого, кстати говоря, Резанов хорошо знал по учебе в Академии художеств. Сохранилось любопытное письмо художника своему другу, написанное именно в Дюссельдорфе, где он называет Шишкина "любезным другом Ваней" и рассказывает о своих заграничных впечатлениях:

Днем я не скучаю — весь день работаю, картины не идут, все, брат, чего-то хочется, и сам теперь вижу, да еще силишки нету, и Бог его знает, будет ли когда, тяжело об этом и думать, а пока работаю прилежно, переписываю по нескольку раз, бешусь, что не выходит, а хочется поставить на своем [...] Скажу только одно — хотелось бы съездить в Малороссию на этюды, а потом, ежели средства позволят, за границу опять пробраться, большая польза тут писать картины, да и энергия является больше, тут так прилежно работают, что и самому не хочется терять время.
"Дубовая роща в окрестностях Дюссельдорфа", В.М. Резанов, 1866. Русский музей, СПб.
"Дубовая роща в окрестностях Дюссельдорфа", В.М. Резанов, 1866. Русский музей, СПб.
"Пейзаж", В.М. Резанов, 1867. Музей изобразительных искусств Татарстана, Казань.
"Пейзаж", В.М. Резанов, 1867. Музей изобразительных искусств Татарстана, Казань.

Очевидно, что поездка удалась, ведь именно за три картины, написанные в ходе нее, он получил звание академика пейзажной живописи в 1866 году. Все эти полотна прямо с академической выставки приобрел морской министр, адмирал Краббе.

Далее Резанов будет путешествовать по губерниям империи и писать виды тех мест, где побывал, но, видимо, заработок этот был не вполне стабильным, потому как в 1874 году он осядет достаточно далеко от родных мест, в городе Вильна (ныне это Вильнюс). Дело в том, что именно в этом городе на западе империи ему предложили место преподавателя - в архивах есть информация о различных учебных заведениях где он служил учителем рисования, опять же не буду утомлять читателя их перечислением, скажу только, что дальнейшая жизнь художника была связана именно с этим городом.

"Деревенский пейзаж", В.М. Резанов, ок. 1875.
"Деревенский пейзаж", В.М. Резанов, ок. 1875.

Любопытно, что когда к жившему в Вильне литератору А. Жиркевичу заедет знаменитый Илья Репин, он оценит и работы нашего сегодняшнего героя, причем оценка будет неудовлетворительной, как отметил это сам Жиркевич в своем дневнике:

Работы Резанова, которые у меня в квартире, Репин раскритиковал неумолимо. Про большую картину “Ай-Петри при восходе солнца” он сказал: “Мы с вами были в Крыму. Я зарисовал у себя Ай-Петри. Разве он такой? Все выдумка, сочинено!”

Сложно судить не видя картин, но могу предположить, что поздний академизм Резанова вряд ли мог впечатлить такого известного мастера реализма, как Илья Репин. Но любопытно, что такие факты находятся, когда ищешь информацию о не особо известном художнике, коим является наш сегодняшний герой.

"Пейзаж", В.М. Резанов, 1888. Частное собрание.
"Пейзаж", В.М. Резанов, 1888. Частное собрание.

Сведения о последних годах жизни размытые и зачастую косвенные, но ясно одно - под конец жизни живописец едва сводил концы с концами. Исследователи отмечает иронию судьбы, когда один академик живописи, живший в Вильне (И.П. Трутнев) вносил пожертвования в благотворительное общество "Доброхотная копейка", которое помогало другому академику - Резанову. Точный год смерти художника не известен, последние данные о нем относятся к 1902 году, когда он, будучи уже в преклонном возрасте (73 года), все еще преподавал в Виленском женском училище.

"Подсолнухи", В.М. Резанов. Частное собрание.
"Подсолнухи", В.М. Резанов. Частное собрание.

К сожалению, не так много работ художника удалось вам показать в этой публикации, но что поделать, мало того, что он позабыт в наше время, так еще и репродукций его работ в хорошем качестве часто просто не найти. Но надеюсь, что вам все равно было интересно сегодня, подписывайтесь (на ТГ-канал тоже), ставьте лайки, комментируйте и заходите еще на канал "История живописи", где вам всегда рады.