На прошлой неделе в Санкт-Петербурге прошел Финансовый конгресс, организованный Центробанком.
Организован он был для обсуждения важных финансово-экономических тем, в частности, той самой "структурной трансформации" российской экономики. Вот как было анонсировано его проведение на официальном сайте:
Кстати, участие в конгрессе стоило 150 тыс. рублей. В несколько раз дешевле, чем участие в ПМЭФ, но это было далеко не благотворительным мероприятием.
Что интересно, все СМИ, освещая события Финконгресса, в основном, обратили внимание на то, как там пересмеивались Набиуллина и Греф, обсуждая падение рубля, а также на тайную торговлю криптовалютой Сбербанка. Я об этом тоже писал:
Но шутки-шутками, а гораздо важнее все же те темы, ради которых этот финансовый конгресс и был созван. Они там, конечно, тоже обсуждались, больше на второй день. Но об этом в прессу попало мало информации, и почитав ее, становится понятно, почему. Потому что по факту никаких структурных изменений то и нет. О чем, к слову, еще ранее, на ПМЭФ обмолвился тот же Греф:
Вот, например, издание Коммерсант, выделяющееся своими хлесткими заголовками, пишет, что "на Финконгрессе ЦБ обсуждали невидимость и активность структурных изменений в экономике".
Чуть перефразирую: некие структурные изменения все активно обсуждают, но при этом никто их не видит. Именно такой вывод можно сделать, ознакомившись с деталями обсуждений.
Вот ключевые моменты из обсуждений Финконгресса, которые я выделил для себя.
1. Самые негативные сценарии развития российской экономики не реализовались, но почему - никто толком сказать не может.
2. В финансово-экономической статистике России структурные изменения не видны, видны только изменения направления торговых потоков, а никакая структура не поменялась.
3. На микроуровнях (уровень предприятий) процессы замещения на внутреннем рынке ушедших иностранных компаний идут активно, а на макроуровне (уровень государства) этого пока не видно.
4. Вся "структурная трансформация" пока сводится к усилиям возврата российской экономики хотя бы на доковидный уровень.
5. Нет оснований говорить об уходе от рентно-сырьевой модели российской экономики, как минимум, до 2040 года, хотя доля "несырьевой" составляющей в ней будет планомерно расти.
6. Мнения по поводу технологической деградации российской экономики разделились. Точечные успехи есть, но глобального тренда они не создают.
Общий вывод, к которому пришли участники дискуссии, кратко можно сформулировать так.
Есть два тезиса:
1. В экономике России изменилось почти все.
2. В экономике России не изменилось почти ничего.
И оба они сейчас являются верными, оба могут быть подтверждены весомыми агрументами.
Вот ради таких выводов, собственно, и собирался данный финансовый конгресс. Я, конечно, постарался максимально их упростить, но суть именно такая.
Ваш лайк и подписка - это необходимая поддержка каналу!