Всем доброго времени суток.
Этот блог будет посвящен интересной и не простой работе адвоката в нынешних реалиях российского правосудия. Без той романтики, которую показывают в фильмах про адвокатов либо в сериале "Форс-Мажоры". В моей адвокатской практике набралось достаточно много интересных и что нельзя сказать курьезных историй, с которыми я хочу поделиться, чтобы каждый, кто рано (или поздно) столкнется с жерновами судебной системы, понимали как она устроена внутри, чтобы не питать иллюзий, что в судах побеждает именно тот у кого больше прав.
Первая история, с которой я хотел поделиться это история о том как потерянный договор, стоил доверителю (так называют лицо который обратился за помощью к адвокату) ежегодно 15 000 рублей.
Имелось у человека моторное судно (будем называть это судно лодкой). Так вот, и подумал доверитель продать лодку. По своей сути, такая продажа не отличается от продажи автомобиля за некоторыми исключениями. Нашелся покупатель, приехал, посмотрел лодку, все понравилось ударили по рукам составили договор, передали документы, получили деньги и уплыла лодка в неизвестном направлении. Доверитель счастлив, теперь эта лодка не будет занимать его время чтобы думать как ее поставить на отстой на зиму и как подготовить лодку к началу навигации, а это все стоит денег.
Но счастье доверителя длилось не долго, ровно до первого налогового уведомления, где черно по белому указано, что он все еще владелец лодки и налоги платить обязан только он как раз в размере 15 000 рублей.
Тут думается, надо лодку снимать с учета. А как ? Заявление подавать в ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам). Все правильно, а какие документы нужны ? Но наверное договор. Так вроде где-то в тумбочке лежал в старом файлике.
Тумбочка, стол, шкаф все обыскал, а договора нет. Вспомнил доверитель, что договор составили от руки в одном экземпляре и отдали покупателю, который и уплыл с ним в неизвестном направлении. Данные покупателя не сохранились, как его зовут не помню. Что же мне теперь делать ?
ГИМС отказал в снятии с учета лодки без документов. Но даже с документами ГИМС навряд ли бы снял с учета лодку, из-за нового регламента, где больше нет пункта в котором бывший владелец лодки имеет право подавать заявление на снятие с учета судна - это все делает новый владелец. А что делать, если новый владелец не переоформил судно на себя? Идти с иском в суд чтобы обязать недобросовестного нового собственника поставить таки судно на учет. Но это хорошо, если у тебя остались данные покупателя, а что делать если данных нет ?
Вот и пришел доверитель с таким вопросом к адвокату. Благо нашелся выход из такой ситуации.
Зарегистрированное в реестре право можно оспорить с помощью иска о признании права отсутствующим (п. 52 Постановления Пленумов ВС и ВАС от 29.04.2010 № 10/22) как раз при таких условиях, когда не сохранился договор купли-продажи, а данных покупателя нет.
А как доказать, что право на владение лодкой у тебя уже отсутствует ?
Это может быть поданная декларация в налоговую, где вы отчитываетесь перед инспекцией, что лодку продали.
Это в обязательном порядке может быть свидетельские показания, но нужно учитывать, что свидетели должны указывать что договор был составлен в письменной форме и подписан с двух сторон, иначе, если сделка совершена в устной форме, нельзя ссылаться на подтверждение такой сделки свидетельскими показаниями.
Если деньги за лодку передавались с помощью мобильного перевода, то данные о таком перевод необходимо истребовать из банка.
Если деньги передавались наличной суммой, а затем сразу поступили на расчетный счет бывшего владельца лодки, то такую справку также необходимо представить суду.
Необходимо подготовить суду скриншоты интернет объявления на сайтах по продажи различного имущества.
Немало важно, представить суду и переписку с покупателем, если таковая имеется.
Также, если лодка находилась на стоянке в специализированном боксе или порту, то истребовать справку о том, когда лодка покинула стоянку и возвращалась ли она вновь.
Один из самых сложных запросов в этом деле, это запрос в различные Каналы, в которых имеются пропускные шлюзы. Адвокат примерно должен понять, через какие шлюзы лодка с новым покупателем может проплыть и сделать соответствующие запросы руководству этих шлюзов, пересекала ли их лодка и в каком направление продолжило движение судно.
Все перечисленные доказательства будут носить характер косвенных доказательств - т.е. только промежуточные факты, которые находятся в логической связи с обстоятельствами, которые подлежат доказыванию. Но если их много, то в совокупности суд может сделать вывод, что интересующий факт (отчуждение лодки) подтвержден.
Соответственно в исковом заявлении необходимо указывать, чтобы суд установил факт отчуждения лодки. Затем, просить у суда прекратить право собственности на лодку, а также возложить обязанности на ГИМС произвести снятие с регистрационного учета лодку.
В указанном случае, доверителю удалось добиться положительного решения и снять лодку с регистрационного учета, но а как быть с налогом, который был начислен инспекцией ?
Об этом поговорим в следующий раз. Спасибо, что дочитали статью до конца, буду рад ответить на Ваши вопросы.