У каждого региона есть свои тайны. Во Владивостоке одна из таких тайн - история о туннеле, проложенном под морским дном пролива Босфор Восточный, по которому из города можно попасть на остров Русский. Говорят, что много кто ходил через этот туннель на остров и даже ездил туда на автомобиле. Говорят, что этот подземный ход так широк и высок, что две машины разъедутся легко, и что так узок и низок, что высокому человеку пройти здесь непросто; что вход в него находится то ли на мысе Эгершельда, то ли на мысе Голдобина и что он, туннель этот, точно существует. Так говорят.
Этим рассказом ИА DEITA.RU открывает рубрику "Легенды Владивостока".
Про подземный туннель, связывающий Владивосток с островом Русский, разговоры идут давно и многие местные в это верят. Лично я слышала о нём ещё в детстве, во времена СССР. Мостов во Владивостоке тогда не было, на остров попасть можно было только по морю, гражданским, живущим на материке, доступ на остров был закрыт - он принадлежал военным. Да и весь Владивосток в то время имел статус закрытого города, иногородние могли попасть сюда только по спецпропуску.
Что же с подземными ходами, лабиринтами, туннелями? Во Владивостоке, можно сказать, это дело обычное. Здесь нет катакомб, коими славна, к примеру, Одесса, но есть здесь уникальный объект, построенный мыслью и трудами военных инженеров Российской империи. Владивостокская крепость - самая большая береговая крепость мира.
Крепость Владивосток строилась в последней половине XIX - начале XX века и, без преувеличения, является наследием не только нашей страны, но и всемирным.
В настоящее время побывать на объектах крепости, пройти подземными галереями просто, надо только заказать экскурсию. По некоторым потернам и брустверам (названия элементов крепости) можно прогуляться и "дикарями". Но это сейчас. Совсем недавно всë было по-другому.
Удивительно, но в прошлом веке, в советский период, о крепости горожанам известно не было. Жители Владивостока видели, что на вершинах сопок есть бетонные сооружения, слышали “краем уха” о военных укреплениях, которые строили ещё, вроде как, в царское время, но что это, по сути, не знали. Попасть на объекты крепости возможности не было, тогда они охранялись - их, в основном, использовали как военные склады. Никто «ни сном ни духом» не догадывался, что живет посреди самой большой береговой крепости мира.
Важно отметить: Крепость Владивосток не складывается в привычный образ, тот, в котором «крепость» - это огороженная стеной и зачастую рвом, отдельно стоящая территория с построенными внутри крепостными сооружениями. Во Владивостоке крепость, - по сути, это весь город - фортификационные объекты его и опоясывают, и расположены внутри. Северная линия обороны, Южная линия обороны: форт Поспелова, седьмой форт и форт первый имени графа Муравьёва-Амурского, Новосильцевская батарея, Пороховые погреба, форт имени Императрицы Екатерины Великой и много других крепостных объектов расположены на полуострове Муравьева-Амурского и острове Русский - то есть по всему Владивостоку.
История Крепости интереснейшая. Можно много говорить о личностях, её построивших, о задачах, перед ними стоявших, о самом городе Владивостоке, о победах и трагедиях, о стране. С пушек Крепости Владивосток не было сделано ни единого выстрела, но самим своим существованием она защитила город и рубежи страны от нападения в Русско-Японскую войну. Про выстрел поправлюсь, это не совсем так - был один боевой залп с берегового орудия, но это уже отдельная история. В этом же материале нас, в первую очередь, интересует подводный туннель, ведущий с материка на прежде закрытый остров Русский.
В картину владивостокского мира с его фортами, его невысказанной «военной тайной», коей Крепость была в запретное советское время, туннель, построенный ниже уровня моря, вписывается легко. Но существует ли он на самом деле или это только местное сказание, «городская легенда»? И как всё это переплетается? В этом редакция DEITA.RU и решила разобраться.
За комментарием по исторической части мы обратились к кандидату исторических наук Роману Сергеевичу Авилову, старшему научному сотруднику отдела истории ДВ России Института истории, археологии и этнографии Дальнего Востока. Роман Сергеевич военный историк, в том числе, соавтор трудов по исследованию Владивостокской крепости, которую он сам начал познавать в путешествиях по фортам ещё в детстве. А о легендах - они же есть и живут на разных территориях, живут устойчиво, так зачем они нам, людям? - мы говорили с психологом Ниной Григорьевной Сагачёвой, генеральным директором Центра культуры управления.
Учёный Роман Авилов опирается на реальность и факты. Он говорит, что строительство такого туннеля по инженерно-техническим соображениям, по особенности геологии региона было невозможно: пролив Босфор Восточный достаточно глубокий и у него очень илистое дно. Да и необходимости в таком туннеле, в общем-то, никогда и не было.
О причинах появления таких историй Роман Авилов говорит, исходя, опять же, из фактов и опыта: «В советское время изучение местной военной истории и, в том числе, всего, что связано с военным строительством, было запрещено. Большая часть документов была закрыта, а изучение того, что было доступно, категорически не приветствовалось. А когда полностью блокируется доступ к реальному историческому знанию, мы получаем наборы самых странных исторических версий».
Военный историк добавляет, что причина секретности, коей в советский период была окружена информация о Владивостокской крепости, кроется в нежелании тогдашней системы признавать, что в царской России было какое-то высокотехнологичное строительство. Владивостокская же крепость - прямое доказательство обратному.
Ещё в пример он приводит «лампочку Ильича» - образ, широко растиражированный в молодой Советской стране и укреплённый в сознании многих. Пример этот показывает, что населению информация подавалась так, что прогресс в Россию пришёл только с Октябрьской революцией: какой там Попов, при царе живший, свет людям принес вождь пролетариата Ленин Владимир Ильич.
Неужели туннеля, будоражащего воображение, не существует? Быль ли это, или небыль, городская легенда?
Какую функцию несут такие истории? С этим вопросом мы обратились к психологу Нине Григорьевне Согачевой.
«В этом вопросе есть и ответ, - говорит Нина Григорьевна. - А какую функцию несут сказки, мифы, легенды? Они разговаривают с глубинным бессознательным человека, с его детско-подростковыми мечтами, с его фантазиями. И это творческое начало. Легенды и сказки, с одной стороны, это про архетипические истории, а с другой про внутреннюю мечту человека и его разговор с возможностями.У каждой легенды есть начало. Оно может быть реальным или может быть фантазийным. Может быть преувеличенным и всякий раз, при пересказе, может прирастать новым. Легенда - это устная творческая история, создаваемая многими участниками, теми, кто путешествует по маршрутам легенд и теми, кто является просто слушателями”.
Психолог и бизнес-консультант отмечает, что есть факты и они регистрируются в научной или регистрационно-управленческой работе. “Корабль вошел в бухту в такое-то точное время” - это факт. А легенда - это то, что может сформироваться вокруг фактов. “Когда корабль входил в бухту, то стоял плотный туман, и вдруг сквозь него все увидели радугу и услышали с небес голоса...” - это уже начинается легенда.
“На самом деле легенды - это такие замечательные творческие находки практически поэтического характера, которые наполняют человека чем-то волнующим, радующим, иногда тревожащим, - продолжает Нина Григорьевна. - Но нужно всегда понимать, что сколько рассказчиков будет рассказывать одну и ту же историю, столько будет её интерпретаций. Все будут рассказывать по-своему, через своё восприятие, через свои личные истории, свои созвучия и ровно поэтому легенды вечны”.
И ещё психолог высказала мысль, что городские легенды, для нас, людей, это один из способов описания своего отношения, чувства, мечты про то место, где мы живём.
Прогуливаясь по берегам полуострова Муравьëва-Амурского, там, где через пролив Босфор-Восточный вот он, рядом, виден остров Русский, можно наткнуться на уходящие в глубь земли перекрытые ходы. Что это? Остатки укреплений?
Так есть ли во Владивостоке, под морским дном, подземный туннель? Исследователи крепости говорят что нет. Их задача - доносить до нас факты: по нему не ходили, в исторических документах упоминания о таком проекте не обнаружено.
Но всё же. Если будете проезжать по вантовому мосту Русский, тому, что соединяет сейчас материковый Владивосток с островом Русский, всмотритесь в морскую глубину пролива Босфор Восточный и может быть, вы соприкоснётесь с тайной. Ведь стопроцентной информации, что такого тоннеля не существует, тоже нет. А вдруг?
Спецпроект DEITA.RU «Мастер-план Владивостока»: какая реновация ждёт Владивосток, как решить проблему пробок, точечной застройки, отсутствия парковок и парков – говорим с экспертами, представителями власти и, конечно, жителями города, собираем образ будущего. 12 глав – 12 сфер жизни, важных для каждого жителя.