10 августа 2018 года. Пятница. Утро. Международный аэропорт Сиэтл-Такома (США). Жизнь в воздушной гавани идёт своим чередом. Кто-то спешит на регистрацию, а кто-то никуда не торопится и наслаждается утренним кофе с видом на перрон аэродрома. Там, за окном, все иначе. Слаженная работа сотен людей, готовящих самолеты к полётам. Обычный день маленькой страны под названием – аэропорт.
В 13:35 здесь производит посадку самолёт DHC-8 американской авиакомпании Horizon Air, прилетевший из Виктории (Канада). Этот полет у лайнера должен был стать крайним на сегодня, поэтому после посадки его отбуксировали на дальнюю стоянку к грузовому терминалу №1.
Ближе к вечеру на смену заступают новые специалисты из разных служб аэропорта. Одним из них был Ричард Рассел – 29-летний сотрудник наземной службы авиакомпании Horizon Air. Вот уже 4 года он работает в команде, которая занимается буксировкой самолетов по перрону аэродрома. Тихий и скромный паренек, который ничем не выделялся и которого любили коллеги. В детстве он неплохо проявил себя в американском футболе, но больших успехов там не добился. В 2015 году Рассел с женой переехал в небольшой городок Самнер и тогда же устроился на работу в Horizon Air. Парень увлекался социальными науками, любил путешествовать и в будущем стремился получить руководящую должность в авиакомпании. Но этим мечтам не суждено было сбыться.
Дождавшись момента, когда его никто не видел, Рассел сел в тягач и прикрепил его к тому самому DHC-8, который стоял у грузового терминала. После чего развернул самолёт на 180˚ носом к ВПП. Лайнер должен был отправиться в следующий полёт только завтра, поэтому особого внимания к нему не было. Рассел беспрепятственно проник в кабину и закрылся изнутри. Дело начало приобретать страшные краски, когда он каким-то образом запустил двигатели и начал движение в сторону ВПП. Диспетчеры, отвечающие за руление воздушных судов по аэродрому, увидели неопознанный борт и попытались связаться с его экипажем:
– ”Самолет, находящийся на ВПП №16C, назовите свой позывной?”
Диспетчер дважды произнес команду, но ответа так и не последовало. В это время по рулежным дорожкам с целью взлета двигался Боинг 737 “Alaska Airlines” и его экипаж, увидев, как DCH-8 начинает разгон, резко затормозил. Наблюдая взлет неопознанного самолета, экипаж Боинга сообщил об этом диспетчеру, уточнив, что у борта дымятся колеса шасси. Вот так беспрепятственно, Ричард Рассел смог поднять самолет в воздух. Наконец угонщик ответил на команды диспетчера и сообщил, что планирует облететь гору Ренье, а после направиться к Олимпийским горам.
Из-за нештатной ситуации вылеты и прилеты в аэропорт Сиэтла были приостановлены. Спустя примерно 40 минут после взлета в воздух были подняты два истребителя F-15 ВВС США, которые получили приказ обнаружить и перехватить лайнер. Все это время Рассел вел переговоры с диспетчерами. По его словам, он считал себя ”сломленным парнем” и угнал самолет, чтобы почувствовать в небе ”момент безмятежности и свободы”.
Когда истребители перехватили угнанный борт, диспетчер предложил Расселу приземлиться на военной базе, но тот отказался, ответив:
– ”Я думаю там меня будут не рады видеть, и я доставлю военным много проблем. Смогу ли я получить работу пилота в авиакомпании Alaska Airlines, если успешно посажу самолет?”
– ”Если вы посадите самолет, я думаю, они дадут вам любую работу” – сказал один из пилотов истребителя F-15.
– ”Да, конечно! Но я белый парень! Я хочу совершить пару маневров, чтобы проверить, на что способен этот самолет. Я не хочу никому навредить”.
Истребители следовали за ним след в след, не упуская из вида. Оба самолета были вооружены ракетами класса «воздух-воздух». Люди на земле воспринимали происходящее как авиашоу: турбовинтовой самолет летит низко над землей, при этом выполняет маневры, а два истребителя точь в точь повторяют его движения и летят прямо за ним.
Проверяя пределы возможностей самолета, Рассел направил его резко вниз, но, к счастью, ему удалось выйти из пикирования. Пролетая над заливом Пьюджет-Саунд, лайнер совершил бочку на высоте 3 метров над водой. Позже один из пилотов истребителя отметил, что этот маневр показался ему выполненным достаточно хорошо, без сваливания и без отрыва крыльев. Выполняя такие фигуры пилотажа, Рассел представлял опасность для тех, кто находится на земле. Поэтому диспетчер предпринял последнюю попытку убедить Рассела совершить посадку. Но его ответ поверг всех в шок:
– ”Я не знаю. Я не хочу. Я надеялся, что этим всё и закончится, понимаете? На самом деле я не планировал приземляться”.
В его голосе было слышно отчаяние. Пролетев еще немного, он добавил:
– "Есть много людей, для которых я важен. Они расстроятся, когда узнают о том, что я сделал. Я бы хотел попросить у каждого из них прощения. Я всего лишь сломленный парень”.
Это были последние слова Ричарда Рассела. В 20:47 по местному времени борт рухнул в лес на острове Кетрон в заливе Пьюджет-Саунд (штат Вашингтон, США). От удара о землю лайнер полностью разрушился и сгорел, а Рассел погиб. Спустя 1,5 часа на место крушения добрались спасатели. Огонь был потушен только к утру следующего дня. Даных о погибших или раненых на земле не поступало, хотя лайнер упал очень близко к населенному пункту.
Комиссия по расследованию сразу же исключила версию теракта. Ричард Рассел не имел сообщников и действовал в одиночку. Было установлено, что в 2017 году один из пилотов авиакомпании SkyWest Airlines видел, как Рассел и еще один мужчина ”щелкали переключателями” в кабине одного из самолетов. По их словам, они учились использовать вспомогательную силовую установку для буксировки самолета. Также этот пилот вспомнил, что ранее находился с Расселом в кабине Embraer E-175, и тот активно интересовался о предполетных процедурах, выполняемых перед взлетом. Генеральный директор авиакомпании Horizon Air отметил, что маневры, которые выполнял Рассел, показались ему “невероятными“ и он ”не понимал, как ему удалось достигнуть такого мастерства”.
Рассел не имел квалификации пилота, и, по словам членов семьи, ранее никогда не управлял самолетом. На следующий день после крушения семья Рассела опубликовала заявление, в котором заявили, что они ”ошеломлены, разбиты и огорчены событием”. Причиной катастрофы было названо преднамеренное снижение и последующее столкновение с землёй. А причиной смерти угонщика было указано самоубийство. Вероятнее всего, Рассел тренировался летать с помощью авиасимуляторов.
"Расследования авиакатастроф" в Telegram