Повесть «Собачье сердце» написана в 1925 году, а издана лишь спустя 62 года. Булгаков облек в фантастическую форму столкновение героев из дореволюционного и большевистского миров, но в своей сатире «пересолил в смысле злостности», как через год он скажет на допросе на Лубянской площади.
Блеск и нищета Шарика
Москва в «Собачьем сердце» – мир прекрасный в прошлом и жуткий в настоящем. Предлагаем вам отправиться в 1920-е годы, в лучшую часть города, где находилась «похабная квартирка» профессора Филиппа Филипповича Преображенского, как называл ее Шариков.
Повесть начинается с того, что ошпаренный кипятком, пес Шарик медленно умирает в подворотне Дома ученых, в окружении старинных особняков, уже потерявших свое былое великолепие.
Несчастное существо вспоминает щедрого повара из соседней усадьбы графов Толстых, уютные улицы и зажиточных господ, в точности похожих на того, который вынес ему краковскую колбасу из «дрянного магазинишки». Здесь, напротив доходного дома Костяковой (Пречистенка, д. 9) Шарика приманивает и уводит с собой профессор Преображенский.
Рискованную операцию по пересадке псу гипофиза пьяницы и преступника Клима Чугункина Филипп Филиппович провел прямо в своей квартире, в одной из семи комнат, оборудованной под кабинет.
Любитель маринованных угрей
В профессоре Преображенском современники легко узнали дядю Булгакова – известного врача-гинеколога Николая Покровского. Как и герой повести, он жил в доходном доме Кулагина (Пречистенка, 24/1).
Писатель наделил Филиппа Филипповича и пышными усами, как у «французского рыцаря», и остротами, которыми изобиловала его речь, и даже привычками своего родственника: подолгу засиживаться за столом и напевать арии из «Аиды».
Из описаний распорядка дня, обедов с деликатесами и московских адресов Преображенского возникает образ благополучной Москвы, какой мы знаем ее сегодня. Состоятельные семьи по-прежнему выбирают для себя Пречистенку и Арбат. Один из немногих элитный новых кварталов здесь – «Театральный Дом» – построен на соседней Поварской. Как распланированы его апартаменты, можно посмотреть и выбрать их на сайте застройщика.
Как и все благополучные москвичи, живущие в гуще событий, Преображенский любил выезды в Большой театр, регулярно бывал на Моховой на заседаниях Всероссийского хирургического общества. За покупками горничную отправлял «к Мюру», называя на старый манер универмаг Мосторга, занявший «Мюр и Мерилиз» (сегодня в этом здании находится всем известный ЦУМ).
Оборотень с собачьей сущностью
После прочтения рукописи Покровский обиделся на племянника: он не хотел ассоциироваться с врачом, который осмелился поставить себя на одну ступень с богом. Выросший в семье священника, он не мог вообразить такой дикости.
Неординарный медицинский сюжет Булгакову предложила сама эпоха. Журналы 1920-х годов пестрили публикациями о методе физиолога Эйгена Штейнаха, изучавшего омоложение путем трансплантации органов, а в Москве тему исследовали в Институте экспериментальной биологии. Попытки вывести гибрид человека и примата предпринимал профессор Илья Иванов. В повести Филипп Филиппович также бросит вызов природе, но получит оборотня-Шарикова.
Клан интеллектуалов
Москва Булгакова – мифическая, но соткана из реальных событий и людей, мест и настроений, владевших умами. В «Собачьем сердце» писатель показал себя знатоком города, хотя в Москву приехал всего четыре года назад.
Булгаков так хорошо знал Пречистенку, поскольку сам прожил в ее переулках три года. Район считался лучшим в городе, поскольку населяли его «дети старой Москвы» – потомки аристократов и коммерсантов.
Поначалу Булгакова называли здесь не иначе как «писатель из Киева», утверждает биограф Мариэтта Чудакова. Однако, будучи харизматичным интеллектуалом, он быстро стал частью пречистенского круга. Чаще всего Булгаков бывал у четы литературоведа Николая Лямина и художницы Наталии Ушаковой. Именно в их квартире в Пожарском переулке он читал первые редакции романа «Мастера и Маргарита», которые, как и главный герой будущего сюжета, впоследствии сжег.
Рукописи не горят – их конфискуют
«Собачье сердце» Булгаков успел прочесть на нескольких закрытых собраниях литераторов. К чекистам тут же полетели доносы о произведении, написанном с бесконечным презрением к новому строю. Издатель Николай Ангарский безуспешно пытался провести повесть сквозь цензуру – ее запретили.
Спустя год к Булгакову пришли с обыском: вместе с рукописью повести конфисковали и его дневники. Бумаги чудом удалось вернуть спустя три года благодаря личному участию Максима Горького.
Затем много лет произведение распространялось в самиздате, пока не было опубликовано в 1987 году в журнале «Знамя». В том же году «Собачье сердце» поставил ТЮЗ, а через год Владимир Бортко снял фильм с Евгением Евстигнеевым в роли Преображенского. Картина стала невероятно популярной, а булгаковский текст благодаря ей разошелся на цитаты.
Также на нашем канале вы можете прочитать:
- Как Владимир Высоцкий решал свой квартирный вопрос
- Остоженка или Арбат: куда Михаил Булгаков поселил Мастера и Маргариту