Найти тему
История войн и оружия

БТР/БМП будущего для ВС РФ

Немецкий полугусеничный бронетранспортёр Sd.Kfwz.251 Hanomag.
Немецкий полугусеничный бронетранспортёр Sd.Kfwz.251 Hanomag.

В СССР значение специализированных бронетранспортеров для пехоты недооценивалось. Хотя работы по ним велись.

Советская военная промышленность все же произвела в немалых количествах универсальный бронированный транспортер ТР-26 на базе танка Т-26, помимо перевозки бойцов, он должен был эвакуировать раненных, подвозить боеприпасы и т. д.

Но хорошо он себя показать не мог из-за слабого мотора и ненадежной ходовой части.

А у немцев они были, это были известные "Ганомаги".

Немцы даже разработали тактику их применения, БТР вместе с танками входили в прорыв, пехота оставалась целой проходя через разрывы снарядов.

Sd.Kfwz.251
Sd.Kfwz.251

После войны в СССР занялись БТРами по-серьезному. В итоге был создан БТР-40 ГАЗа.

БТР-40. https://www.super-hobby.com/zdjecia/2/8/6/25884_0-auto_downl.jpg
БТР-40. https://www.super-hobby.com/zdjecia/2/8/6/25884_0-auto_downl.jpg

Еще один БТР-152 был создан ЗИСом, оба бронетранспортера были внешне похожи на немецкий "Ганомаг".

БТР-152 в роли "Ганомага"
БТР-152 в роли "Ганомага"

Из-за того, что в СССР готовились к ядерной войне, БТРы получили крышу и систему противоатомной защиты.

У американцев в качестве БТРа сгодились М2 и М2, изначально артиллерийские тягачи.

М2
М2

После принятия на вооружение Советской армии БТР-60 двигатель переезжает в корму корпуса, потом это станет причиной ожесточенной критики отечественных бронетранспортеров из-за отсутствия кормового выхода.

БТР-60 в разрезе
БТР-60 в разрезе

У американцев принимается на вооружение БТР М113 с кормовым выходом десанта.

В свое время БТР-60, а также 70 и 80 были грозными машинами, но они были рассчитаны на полномасштабную войну, когда пехоте нужно быстро перемещаться на большие расстояния и уходить от поражения ядерным оружием.

Для этого пришлось облегчить БТР, сделать его плавающим, единственным преимуществом советских машин был 14,5-мм крупнокалиберный пулемет КПВТ.

После начала войны в Афганистане, когда моджахеды перешли к партизанским действиям оказалось, что противоминная защита у БТР не предусмотрена вообще.

-7

Солдаты перелезли на крышу боевого отделения, так как при подрыве на мине десант погибал. Да, конечно, если мощность взрывчатки была существенной десантники на броне тоже могли погибнуть.

Появившаяся в 1966 г. первая в мире боевая машина пехоты - БМП-1 также была заточена под масштабный конфликт и маневренные боевые действия и по концепции ничем не отличалась от БТР, только вооружалась помощнее противотанковым ракетным комплексом и 73-мм пушкой "Гром".

Болгарская БМП-1
Болгарская БМП-1
-9

В БМП-1 озаботились кормовым выходом десанта, но двигатель встал посередине корпуса.

-10

БМП-2 отличался от БМП-1 по сути только вооружением, вместо 73-мм пушки установили скорострельную автоматическую 30-мм пушку.

БМП-2
БМП-2

Для Афганистана 30-мм пушка с большим углом возвышения оказалась как нельзя кстати. Но противоминная стойкость была никакая, да и граната РПГ-7 легко пробивала БМП. Пришлось установить противокумулятивные экраны, плавать боевая машина пехоты уже не могла.

БМП-2Д с экранами
БМП-2Д с экранами

Последней советской БМП стала третья версия.

БМП-3 выход десанта
БМП-3 выход десанта

Она получила мощнейшее вооружение (две пушки и три пулемета), правда, ее концепция так и не была изменена.

Башня БМП-3
Башня БМП-3

В части вооружения БМП-3 вышла на новый уровень.

В 1994 г. конструкторы ГАЗа и Арзамасского машзавода показали свой БТР будущего - БТР-90 "Росток".

БТР-90
БТР-90

В нем реализовали множество инноваций. Для лучшей противоминной защиты дно усилили и сделали V-образным. В качестве основного вооружения установили 30-мм пушку 2А42 и ПТРК "Конкурс", БТР сравнялся по боевой мощи с БМП-2 и даже его превзошел у "Ростка" была гранатомет АГ-17.

Можно было поставить на БТР-90 и башню от БМП-3.

К тому же на шасси БТР-90 можно было поставить 125-мм танковую пушку. Правда, углы возвышения орудия получились маленькими.

БТР-90 должен был получить бортовую информационно-управляющую систему, автоматизировалось управление трансмиссией и двигателем.

Машину даже приняли на вооружение в 2008 г. Но тут настали смутные времена.

Появились критические слова о том, что отсутствие кормового выхода критический недостаток БТР-90.

Скорее всего переход на концептуально новые образцы вооружений на бывших советских заводах были сопряжены с громадными трудностями. Дело в том, что во время Великой Отечественной войны во время громадного притока неквалифицированной рабочей силы пришлось членить производственный цикл на сверхмелкие отрезки и натаскивать рабочих на выполнение операций только на них. Получилось не приспосабливание рабочего к производству, а наоборот.

Советская рабочая сила стала неманевренной, она могла работать только с шаблонами и комплектом оснастки. А для новой модели или модификации надо было разработать новый комплект оснастки.

А тут хотели переставить двигатель вперед и сделать кормовой выход десанта. То есть создать совершенно новую машину.

В 2009 - 2010 гг. военные даже выдали требования Арзамасскому машиностроительному заводу изготовить БТР с выходом десанта на корму. Началась разработка БТР "Гильза" на базе БТР-90, к тому же он должен был максимально унифицирован с БМП-3М, что касается силовой установки, вооружения, БИУС, бронирования и т. п.

В 2011 г. МО РФ отказалось от закупок БТР-90. Поповкин говорил, что не представляет как выскакивать десанту через боковые двери на ходу.

БМП-3 тоже был яростно раскритикован из-за отсутствия противоминной защиты и слабой брони.

А военные стали присматриваться к иностранным боевым машинам, таким как "Фреччия".

БТР "Фреччия" с 25-мм пушкой "Эрликон" (высота 3 м).
БТР "Фреччия" с 25-мм пушкой "Эрликон" (высота 3 м).

Еще в 2013 г. на одном закрытом показе была предъявлена колесная платформа "Бумеранг".

Колесная БМП К-17 на базе платформы "Бумеранг"
Колесная БМП К-17 на базе платформы "Бумеранг"
БТР К-16
БТР К-16

Машина сильно прибавила в высоте, но высокие все западные БТР.

Литовский БТР "Вилкас" ("Волк"), он же "Боксер"
Литовский БТР "Вилкас" ("Волк"), он же "Боксер"

В 2015 г. на Параде Победы была представлена новая колесная боевая бронированная машина "Курганец-25".

"Курганец-25" по сравнению БМП-2 и БМП-3 громадный, его даже прозвали "Мечта гранатометчика".
"Курганец-25" по сравнению БМП-2 и БМП-3 громадный, его даже прозвали "Мечта гранатометчика".

Сразу видно, что "Курганец-25" похож на западные машины на туже высоченную "Пуму".

Немецкая "Пума" высотой 3,6 м
Немецкая "Пума" высотой 3,6 м

В 2017 г. завершила испытания БМП-3 "Драгун" как раз с кормовым выходом десанта.

-22
-23

Она как и БТР-87 являются "промежуточными" моделями к перспективным БМП и БТР.

-24

Вышеуказанные "Курганец-25" и "Бумеранг" перспективны, но если только будут воевать на больших дальностях, чтобы вражеский гранатометчик или птурщик в них не мог попасть. Для этого они должны получить дальнобойные противотанковые ракеты, такие как разрабатываемый "Гермес".

Также в дальнейшем довольно перспективной представляется концепция тяжелых боевых бронированных машин.

Еще в 1990-е гг. военным представили вариант переделки танка Т-55 в тяжелый БТР-Т, но служивые уперлись в отсутствие нормального кормового выхода десанта и его малочисленность и проект заглох.

БТР-Т
БТР-Т

Правда огнеметчики все же пробили постройку им специализированных машин БМО-Т на шасси Т-72.

БМО-Т
БМО-Т

В настоящее время перспективный тяжелый БТР/БМП возможен только на шасси "Армата", это Т-15 уже показанный на Параде Победы 2015 г.

-27

Если более легкие "Курганцы-25" и "Бумеранги" могут действовать на средних дистанциях, то тяжелый БТР/БМП может воевать в городской застройке не сильно опасаясь гранатометчиков и птурщиков.

Конечно все боевые бронированные машины должны действовать в едином инфополе и получать данные о целях и противнике в режиме реального времени с использованием всех средств разведки.

Можно сделать вывод, что все три представленных концепции имеют право на существование.

Спасибо за прочтение.