В СССР значение специализированных бронетранспортеров для пехоты недооценивалось. Хотя работы по ним велись.
Советская военная промышленность все же произвела в немалых количествах универсальный бронированный транспортер ТР-26 на базе танка Т-26, помимо перевозки бойцов, он должен был эвакуировать раненных, подвозить боеприпасы и т. д.
Но хорошо он себя показать не мог из-за слабого мотора и ненадежной ходовой части.
А у немцев они были, это были известные "Ганомаги".
Немцы даже разработали тактику их применения, БТР вместе с танками входили в прорыв, пехота оставалась целой проходя через разрывы снарядов.
После войны в СССР занялись БТРами по-серьезному. В итоге был создан БТР-40 ГАЗа.
Еще один БТР-152 был создан ЗИСом, оба бронетранспортера были внешне похожи на немецкий "Ганомаг".
Из-за того, что в СССР готовились к ядерной войне, БТРы получили крышу и систему противоатомной защиты.
У американцев в качестве БТРа сгодились М2 и М2, изначально артиллерийские тягачи.
После принятия на вооружение Советской армии БТР-60 двигатель переезжает в корму корпуса, потом это станет причиной ожесточенной критики отечественных бронетранспортеров из-за отсутствия кормового выхода.
У американцев принимается на вооружение БТР М113 с кормовым выходом десанта.
В свое время БТР-60, а также 70 и 80 были грозными машинами, но они были рассчитаны на полномасштабную войну, когда пехоте нужно быстро перемещаться на большие расстояния и уходить от поражения ядерным оружием.
Для этого пришлось облегчить БТР, сделать его плавающим, единственным преимуществом советских машин был 14,5-мм крупнокалиберный пулемет КПВТ.
После начала войны в Афганистане, когда моджахеды перешли к партизанским действиям оказалось, что противоминная защита у БТР не предусмотрена вообще.
Солдаты перелезли на крышу боевого отделения, так как при подрыве на мине десант погибал. Да, конечно, если мощность взрывчатки была существенной десантники на броне тоже могли погибнуть.
Появившаяся в 1966 г. первая в мире боевая машина пехоты - БМП-1 также была заточена под масштабный конфликт и маневренные боевые действия и по концепции ничем не отличалась от БТР, только вооружалась помощнее противотанковым ракетным комплексом и 73-мм пушкой "Гром".
В БМП-1 озаботились кормовым выходом десанта, но двигатель встал посередине корпуса.
БМП-2 отличался от БМП-1 по сути только вооружением, вместо 73-мм пушки установили скорострельную автоматическую 30-мм пушку.
Для Афганистана 30-мм пушка с большим углом возвышения оказалась как нельзя кстати. Но противоминная стойкость была никакая, да и граната РПГ-7 легко пробивала БМП. Пришлось установить противокумулятивные экраны, плавать боевая машина пехоты уже не могла.
Последней советской БМП стала третья версия.
Она получила мощнейшее вооружение (две пушки и три пулемета), правда, ее концепция так и не была изменена.
В части вооружения БМП-3 вышла на новый уровень.
В 1994 г. конструкторы ГАЗа и Арзамасского машзавода показали свой БТР будущего - БТР-90 "Росток".
В нем реализовали множество инноваций. Для лучшей противоминной защиты дно усилили и сделали V-образным. В качестве основного вооружения установили 30-мм пушку 2А42 и ПТРК "Конкурс", БТР сравнялся по боевой мощи с БМП-2 и даже его превзошел у "Ростка" была гранатомет АГ-17.
Можно было поставить на БТР-90 и башню от БМП-3.
К тому же на шасси БТР-90 можно было поставить 125-мм танковую пушку. Правда, углы возвышения орудия получились маленькими.
БТР-90 должен был получить бортовую информационно-управляющую систему, автоматизировалось управление трансмиссией и двигателем.
Машину даже приняли на вооружение в 2008 г. Но тут настали смутные времена.
Появились критические слова о том, что отсутствие кормового выхода критический недостаток БТР-90.
Скорее всего переход на концептуально новые образцы вооружений на бывших советских заводах были сопряжены с громадными трудностями. Дело в том, что во время Великой Отечественной войны во время громадного притока неквалифицированной рабочей силы пришлось членить производственный цикл на сверхмелкие отрезки и натаскивать рабочих на выполнение операций только на них. Получилось не приспосабливание рабочего к производству, а наоборот.
Советская рабочая сила стала неманевренной, она могла работать только с шаблонами и комплектом оснастки. А для новой модели или модификации надо было разработать новый комплект оснастки.
А тут хотели переставить двигатель вперед и сделать кормовой выход десанта. То есть создать совершенно новую машину.
В 2009 - 2010 гг. военные даже выдали требования Арзамасскому машиностроительному заводу изготовить БТР с выходом десанта на корму. Началась разработка БТР "Гильза" на базе БТР-90, к тому же он должен был максимально унифицирован с БМП-3М, что касается силовой установки, вооружения, БИУС, бронирования и т. п.
В 2011 г. МО РФ отказалось от закупок БТР-90. Поповкин говорил, что не представляет как выскакивать десанту через боковые двери на ходу.
БМП-3 тоже был яростно раскритикован из-за отсутствия противоминной защиты и слабой брони.
А военные стали присматриваться к иностранным боевым машинам, таким как "Фреччия".
Еще в 2013 г. на одном закрытом показе была предъявлена колесная платформа "Бумеранг".
Машина сильно прибавила в высоте, но высокие все западные БТР.
В 2015 г. на Параде Победы была представлена новая колесная боевая бронированная машина "Курганец-25".
Сразу видно, что "Курганец-25" похож на западные машины на туже высоченную "Пуму".
В 2017 г. завершила испытания БМП-3 "Драгун" как раз с кормовым выходом десанта.
Она как и БТР-87 являются "промежуточными" моделями к перспективным БМП и БТР.
Вышеуказанные "Курганец-25" и "Бумеранг" перспективны, но если только будут воевать на больших дальностях, чтобы вражеский гранатометчик или птурщик в них не мог попасть. Для этого они должны получить дальнобойные противотанковые ракеты, такие как разрабатываемый "Гермес".
Также в дальнейшем довольно перспективной представляется концепция тяжелых боевых бронированных машин.
Еще в 1990-е гг. военным представили вариант переделки танка Т-55 в тяжелый БТР-Т, но служивые уперлись в отсутствие нормального кормового выхода десанта и его малочисленность и проект заглох.
Правда огнеметчики все же пробили постройку им специализированных машин БМО-Т на шасси Т-72.
В настоящее время перспективный тяжелый БТР/БМП возможен только на шасси "Армата", это Т-15 уже показанный на Параде Победы 2015 г.
Если более легкие "Курганцы-25" и "Бумеранги" могут действовать на средних дистанциях, то тяжелый БТР/БМП может воевать в городской застройке не сильно опасаясь гранатометчиков и птурщиков.
Конечно все боевые бронированные машины должны действовать в едином инфополе и получать данные о целях и противнике в режиме реального времени с использованием всех средств разведки.
Можно сделать вывод, что все три представленных концепции имеют право на существование.
Спасибо за прочтение.