Мы все это видели в кино, когда перед тем, как казнить человека, у него спрашивали, имеет ли он последнее желание. Это в американских фильмах часто показывают, как происходит процесс казни.
В Советском Союзе об этом даже говорить было не принято, и тем более сообщать рядовым гражданам выполняют ли последнее желание приговоренного к смертной казни.
Суды при Сталине
На протяжении существования СССР были различные правила, касающиеся данного процесса.
Очень сильно это действие упростили во времена правления Сталина. Наши правозащитники хоть и утверждают, что при Сталине казнили миллионы граждан, а это было не так, но казни все же происходили гораздо чаще, чем при других правителях.
Мало того, что казнить могли человека по обычному анонимному доносу, во многих случаях и особых разбирательств не проводили. Не искали улики, не нужны были свидетели преступления. Если про человека в документах написали, что он враг народа, то у следователя даже сомнений в этом не должно было возникать.
В царской России
Подозреваемого почти сразу же отвозили в суд, который был крайне формальным, быстренько осуждали, и чуть ли ни на другой день расстреливали. О каком там последнем желании можно было говорить при такой процедуре.
Более ритуально к сметной казни относились в Древней Руси. Приговоренные больше месяца с утра до ночи обязаны были молиться, чтобы предстать перед Всевышним уже как бы очистившимися от греха. По-божески относились к тем, кто ждал казни, и в царские времена.
Поскольку люди в те времена были в большинстве своем верующими, к ним обязательно приглашали священника, допускали на последнее свидание родственников, дозволяли писать прощальные письма. Даже если человек желал сказать небольшую речь перед смертью, это ему тоже было позволено.
Казнь врагов народа
При Сталине прожить после вынесения приговора больше трех дней было большой удачей. Родственникам даже не всегда сообщали о том, что их родной человек казнен, не говоря уже о том, чтобы позволить им последний раз увидеться. Хотя правило о подаче ходатайства о помиловании все же существовало.
На это давали три дня, и можно насчитать единицы среди приговоренных, кому вынесли вердикт – помиловать. Например, у Каменева и Зиновьева такие ходатайства принимали, и даже рассматривали в президиуме ЦИКа. Тянуть время там не стали – рассмотрели ускоренно, отказали, а на следующий день привели приговор в исполнение.
Брухановский
Некоторым удавалось прожить какое-то время, потому что следователи пытались их использовать в своих целях. Смертников водили ежедневно на допросы, рассчитывая добыть компромат на других граждан.
Все знали, что в конце концов их все равно расстреляют, но каждый прожитый день был для них, как подарок. Повезло эсеру Брухановскому – допросы его длились не месяцы, а целых три года. Причем этот человек сумел и время потянуть, и не стал наговаривать на невиновных.
Его друзья подключили к делу иностранных представителей из дипломатических миссий, и те по своим каналам договорились с Советами, чтобы этого человека помиловали. Его смогли вывезти за границу и даже вместе со всей его семьей.
Хрущевское и брежневское время
При Хрущеве и Брежневе люди ждали расстрела даже годами. Они могли подавать кассации, просьбы о помиловании, и понятия не имели, когда приговор приведут в исполнение. Интересно, что если человек болел, то казнить его и вовсе было нельзя, пока его не вылечат.
Не забывайте, что если вам нравится работа автора, то стоит поставить ему лайк в благодарность. А тем, кто еще не успел подписаться на наш канал, можно посоветовать обязательно это сделать.