Я часто думаю, чем литература для молодёжи советская отличалась от литературы сегодняшней? И нахожу ответ в следующем: о чем бы ни писали авторы тогда, в итоге это оказывалось светлым, ведущим к жизни. В современной же литературе, которая ставит более трагические вопросы агрессии, жестокости, расизма, лидерства — чаще я не нахожу у авторов ответа, в чем выход.
Например, повесть Кристины Гептинг "Плюс жизнь"
Прочитав "Киммерийское лето" Юрия Слепухина, я снова в этом убедилась. Это большой роман, где развитие конфликта набирает оборот лишь к середине книги. Конфликт этот, как положено русской литературе, в меньшей степени внешний. Это внутренний конфликт героини.
Композиция выдержана по Чехову. Если вначале на сцене висит ружье, оно должно обязательно выстрелить.
Если в начале романа героиня, прогуливая урок, теряет портфель (он уплывает в Москву-реку), то это не может не иметь последствий. Последствия наступают. И трудности, с которыми, по словам учительницы, молодёжь 1969 года ещё не научилась справляться, оказываются серьёзным испытанием для хрупкой Ники из благополучной семьи.
Не скажу, что перед нами перевоспитание избалованной девчонки (она и изначально существенно отличается от девушек 2020-х: читает книги, интересуется искусством, культурой, с уважением относится к людям, ей многое интересно), но ей приходится столкнуться с ложью и безнравственными поступками. Трагедия заключается в том, что эти поступки совершили её родители. Те самые люди, которых Ника любит, уважает и не понимает, как ей теперь жить, когда она не может простить и понять то, что простить нельзя.
И всё же, как я сказала выше, у романа абсолютно светлые оттенки. Герои, что окружают героиню: возлюбленный (намного старше), школьный товарищ, брат, учительница (что для меня здесь особенно приятно)— дают мягкие советы, так гибко работают, как сейчас бы сказали, психологами. Это приводит к героиню к осознанию и своей ошибки. Своей жестокости, своего эгоизма.
Автор голосами мудрых героев вполне явственно формулирует позицию (эх, хороший текст для ЕГЭ): чтобы судить, нужны добрые чувства. Злобой и негодованием нельзя решать судьбу не только свою, но и близких людей. Нельзя поступать сгоряча, ведь если б человечество знало на всё ответы, то жизнь была идеальной.
Уходящий от героини в финале поезд и попытка его догнать — безусловный символ той самой дороги, на которую выходят 17-летние. Для них всё только начинается. И какой бы жизнь ни была, всё будет так, как должно быть. Главное: во всем оставаться человеком!
А вы читали эту книгу?