В известном каждому русскоязычному поклоннику джаза 'популярном историческом очерке' Дж.Л. Коллиера 'Становление джаза' 'европеизированному кул-джазу' отведено примерно десять страниц - автор как обычно блестяще управляется с задачей упомянуть в абзаце-другом ключевых артистов, записи, явления.
Успевает он, впрочем, и поделиться своим экспертным мнением - 'в целом первые пластинки кул-джаза трудно назвать удачными', 'заслуживает ли музыка Брубека столь шумного успеха - это другой вопрос', 'музыка школы Западного побережья кажется сегодня несколько вычурной и лишенной внутренней силы'.
Чтобы разобраться с вест-коуст джазом, по сути одним из ответвлений кул-джаза, Коллиеру и вовсе потребовалась всего пара страниц из 350, отведенных под всю историю джаза - в качестве основных музыкантов этого стиля указаны Брубек, Маллиган, Дезмонд и Бейкер.
Что важно, Коллиер уверенно выносит вест-коуст джаз в отдельное стилевое направление модерн-джаза и, надо признать, точно выводит его характерные особенности.
Старательно пытаясь быть объективным автор тем не менее неоднократно выдает свои пристрастия к хот-джазу и его разного рода проявлениям - внушительная часть наследия лейблов Лестера Кёнига (Contemporary) и Ричарда Бока (Pacific Jazz) оставлена за пределами его версии истории джаза.
А что другие музыковеды?
В моей скромной библиотеке джаза особое место занимает книга Теда Джойи 'West Coast Jazz. Modern Jazz In California 1945-1960' (1992, Oxford University Press) - увлекательное, живо написанное, полноценное исследование на тему, в свое время позволившее мне взглянуть на белый джаз совершенно иначе.
В заключительной главе Джойя пытается суммировать что же все-таки заключено в понятии, озаглавившем его труд. Приведена там забавная, во многом пытающаяся описать искусственность термина, цитата из периодики Downbeat от ноября 1959 года:
- Если музыкант с восточного побережья играет джаз на западном побережье его стоит считать музыкантом с восточного побережья играющим джаз восточного побережья на западном побережье, или он музыкант с восточного побережья играющий джаз западного побережья на западном побережье или же он джазовый музыкант западного побережья, играющий джаз восточного побережья?
Несмотря на доведенную до абсурда нелепость подобного разделения региональный джаз есть явление неоспоримое - достаточно вспомнить про Канзас-Сити, Чикаго и Новый Орлеан, города, которые по сути стали олицетворением того или иного ответвления традиционного джаза, в существовании которых сомневаться не приходится.
Джойя старается избегать выделения вест-коуст джаза в отдельное стилевое направление, однако определяет характерные для 'west coast sound' особенности, вполне схожие с теми, что обозначает в своей книге и Джеймс Линкольн Коллиер.
Суть исследования Джойи заключается в подзаголовке - речь действительно про модерн-джаз в Калифорнии в период 1945-1960 годов, что включал в себя совершенно разные стилистические течения, в том числе, скажем, противоположный по своей сути вест-коуст звуку хард-боп.
Боб Гордон и его Jazz West Coast
За шесть же лет до работы Джойи на свет появилось кажется первое полновесное печатное издание на тему, книга Роберта Гордона 'Jazz West Coast'.
Автор (полный тезка одного из героев своей книги, баритон-саксофониста Боба Гордона) уместил историю вест-коуст джаза в двести страниц, на протяжении которых он занят в основном перечислением ключевых записей и имен ответственных за них музыкантов - коллекционеров же порадуют вставки с этикетками оригинальных изданий обсуждаемых пластинок.
Любопытно, что и Гордон предпочитает использовать термин 'West Coast Sound' - под его разъяснение (читай упоминание подпадающих под него записей) отведены двадцать страниц книги.
Впрочем, Гордон и Джойя вовсе не сами вывели подобный термин, а просто воспользовались соответствующим образом названным альбомом барабанщика Шелла Манна с его первыми записями для лейбла Contemporary в качестве лидера. Примечательно, что подобный заголовок записи получили лишь будучи выпущенными в формате двенадцатидюймового LP - на десятидюймовке, EP и шеллаке хватило простого 'Shelly Manne & His Men'.
Неудивительно, что оба автора обратились именно к этим записям, устроенным весной-летом 1953 года (на LP попали четыре новых темы от сентября 1955-го) - они в полной мере отражают эстетику вест-коуст джаза, задействуя главных героев этого музыкального стиля в диапазоне от Арта Пеппера до Джимми Джуфри. По ссылке ниже одна из вещей, запечатленных в 1953 году с выдающимся соло альт-саксофониста Бада Шенка.
'West Coast Sound' в целом неплохой ярлык для обозначения именно музыкального стиля - региональное явление, известное как 'West Coast Jazz' без сомнения не вписывается в стилевые рамки, что видно уже по оглавлению обеих упомянутых книг на тему, в которых на обсуждение стиля отведена лишь одна-две главы.
Важно помнить, что в период 1945-1960 в Калифорнии работали такие знаковые для джаза артисты, как Орнетт Коулмен, Чарльз Мингус, Эрик Долфи, Декстер Гордон, Клиффорд Браун, чья музыка на первый взгляд кажется максимально далекой от мягкого звука, характерного для вест-коуст джаза.
Может это просто кул?
Возникает справедливый вопрос - если вест-коуст джаз это как кул, только с некой территориальной привязкой, то почему бы эту музыку просто не называть кул-джазом, да и дело с концом?
По большому счету вест-коуст джаз следует считать одним из течений внутри кул-джаза с набором характерных элементов - контрапункт, параллельные соло (групповая импровизация, как в диксиленде), расширенное комбо (септет-октет-нонет), нестандартные солирующие инструменты, отказ от блюза, как на уровне фразировки, так и в гармонии. Характерная для кул-джаза мягкость звукоизвлечения, естественно, является и отличительной чертой вест-коуст джаза.
Как ни странно, все эти музыкальные элементы присутствуют в главной джазовой записи со словом 'cool' в заголовке, 'Birth Of The Cool' Майлза Дэвиса.
Напомню, что пластинка является компиляцией записей взятых с трех сессий 1949-1950 годов, устроенных в нью-йоркском отделении голливудской фирмы Capitol и до выпуска в формате LP в 1957 году не носила подобного названия, да и под именем трубача вышла лишь по стечению обстоятельств.
При этом получается, что музыка, вполне соответствующая критериям вест-коуст джаза, могла быть записана на восточном побережье, почти как в той шутке выше?
В пятидесятых разницу пытались выявить продюсеры нескольких крупных лейблов, пытаясь попутно заработать доллар-другой на любопытной концепции джазовой битвы музыкантов с западного побережья с музыкантами с восточного. Кто-то как Леонард Фезер и его 'West Coast vs. East Coast' для MGM регулярно организовывал подобные музыкальные противостояния (в его продюсерском каталоге найдутся пластинки с характерными названиями 'Hot vs. Cool' и 'Cats vs. Chicks'), кто-то как иллюстратор Норман Голлин в случае с устроенной Warner Bros. битвой тромбонистов 'The Trombones Inc.' получил возможность блеснуть чувством юмора.
В музыкальном отношении присмотреться стоит к пластинке, где соревнуются ансамбли Шорти Роджерса и Эла Кона - по сути, оба расширенных комбо играют крайне схожий кул-джаз с обозначенными элементами вест-коуст звучания, только на противоположных побережьях США.
Некоторые продюсеры, как скажем Крид Тейлор на Bethlehem (будущий автор Impulse!, основатель CTI, Kudu и много чего еще) попробовали устроить ответ вест-коуст джазу - Тейлор учредил на лейбле серию из девяти 'East Coast Jazz' альбомов. Название серии не особенно прижилось, однако дает некоторое представление о записанной на пластинке музыке - речь опять же про кул, сыгранный музыкантами, признающими Нью-Йорк в качестве своего дома.
Присутствие Мингуса особенно примечательно, музыканта известного своим буйным нравом и которого обычно не принято измерять кул-джазовыми мерками - тем не менее он нередко появлялся на классических куловых сессиях (скажем, 'Blue Moods' Майлза 1955 года) и использовал в своей музыке ходы, характерные для белого джаза западного побережья, стирая тем самым любые жанровые границы и загоняя в тупик любителей приклеить к конверту пластинки недвусмысленный ярлык.
Несмотря на то, что понятие 'west coast jazz' было в ходу у критиков и публики широко растиражировано в заголовках пластинок оно не было - привожу некоторые, наиболее запоминающиеся упоминания этого явления.
Здесь конечно же нельзя не вспомнить серию сборников Pacific Jazz, на третьем выпуске которого красовался водолаз с трубой, 'блюз западного побережья' тенор-саксофониста Гарольда Ленда (на нью-йоркском лейбле Jazzland), 'вест-коуст джаз в высоком качестве' (на деле переиздание пластинки с изначально другим названием и ню-обложкой) и конечно же альбом Стэна Гетца 'West Coast Jazz' на Norgran вскоре получивший продолжение в виде 'More West Coast Jazz'.
Из перечисленных пластинка Гетца представляет наибольший интерес не только ввиду выдающегося музыкального материала, но и при обсуждении заявленной темы - несмотря на указанную в заголовке территориальную принадлежность стилистически пластинка представляет из себя образец кул-джаза, характерного скорее для восточного побережья.
На месте продолжительные соло, альбом составлен преимущественно из стандартов, фортепиано расставляет ритмические акценты, роль контрабаса и ударных сведена к минимуму, темы исполнены в плюс-минус унисон.
Если бы не сдержанная манера исполнения, мягкое звукоизвлечение и фамилии музыкантов на обложке, то пластинку вполне можно было бы спутать с хард-боп альбомом того периода.
А там есть вообще чего-то стоящее, а то если послушать Коллиера...
Напоследок приведу рекомендации Роберта Гордона, которыми он иллюстрирует пятую главу своего исследования, 'The West Coast Sound'. Список к прослушиванию есть и в конце книги Джойи, однако он никак не разделен стилистически - найти его можно по этой ссылке.
Поскольку мои музыкальные предпочтения значительно расходятся со вкусами господина Коллиера, то подписчиков проекта джазовые пластинки ждет серия текстов на тему, включающая мой список из 50 лучших альбомов / композиций вест-коуст джаза, обсуждение малоизвестных пластинок, отдельных артистов и лейблов.