Фрагментальное мышление - человек мыслит в форме разрозненных образов и моделей, используя так называемые «средства мозгового истощения». Эти средства способствуют развитию «клипового мышления», при котором человеку на постоянной основе предоставляются множества маленьких, отрывочных и легко усваиваемых информационных пакетов. У него нет времени на то, чтобы обработать эту информацию и включить ее в свою систему мировосприятия. Человек просто «поглощает» эту информацию, как быстрое питание, не очень понимая, зачем ему это нужно.
Между множеством отрывочных информационных пакетов нет никакой связи, и часто они не имеют самостоятельной ценности. Тем не менее, люди продолжают накапливать эту информацию, в надежде, что они станут умнее и лучше поймут происходящее в мире.
Проблема заключается в том, что ценность лежит не в самих информационных пакетах, а в связях между ними. Однако, никто из обычных людей не получает эти связи, потому что их никто не предоставляет. Ведь именно связи между информационными пакетами обеспечивают новую и ценную информацию о мире, и делают возможными сделать существенные выводы.
Совместно с информационными пакетами в сознание обычного человека закладываются готовые решения, которые он может принять, опираясь на эту информацию. Но поскольку у него недостаточно информации для принятия самостоятельных решений, он принимает готовое решение, которое ему подсказывают. Это создает иллюзию свободы выбора, но на самом деле он делает то, что ему внушают.
Чтобы понимать мир более целостно, необходимо собирать обрывочные кусочки информации и находить между ними взаимосвязи, которые могут быть неправдоподобны на первый взгляд. Такая более целостная картина часто является истиннее, чем картинка, представленная потребителю информационного фаст-фуда. Эта картина может повлиять на мировоззрение и на принимаемые человеком решения.
Человек, не обладающий целостным мышлением, не способен принимать самостоятельные решения, которые выходят за рамки готовых решений, навязанных ему.