Формирование причинно-следственных связей является, пожалуй, одной из самых сложных граней предметного преподавания. Что уж говорить о начальном образовании, когда весь процесс обучения является целостной, взаимосвязанной и взаимодополняемой структурой.
Поэтому для облегчения процесса установки причинно-следственные связей и разнообразия хода преподавания был придуман методический прием «фишбоун» (предложен в 1952 году японским профессором Кауро Ишикава, крупнейшим теоретиком, как метод структурного анализа причинно-следственных связей).
Fishbone (англ. «рыбная кость», «рыбий скелет») – это графическое представление информации, которое позволяет увидеть процесс анализа изучаемого явления, расположить исходные данные так, чтобы сделать правильный вывод.
«Фишбоун» имеет древовидную структуру и включает 3 блока (рис. 1) (на самом деле, я так и не нашел достоверной информации по поводу количества блоков. У кого-то их 4-5, а у меня 3!):
- Голова – основная проблема или проблемный вопрос, которые необходимо решить или проанализировать.
- Позвоночник – основа диаграммы. Здесь располагаются кости «Причины» и «Факторы». Нижние кости – это причины, которые сопутствуют проблем. Верхние кости – это факторы, которые могут влиять на проблему или вопрос.
- Хвост – результат, вывод, ответ на поставленную проблему.
Способы заполнения диаграммы так же различаются:
Способ 1 «Базовый». Данный вариация полностью соответствует вышеописанной структуре. В «голове» размещаем вопрос», на «нижних костях» пишем причины возникновения вопроса, а на «верхних костях» - факторы. На «хвосте» расположен ответ.
На рисунке 2 вы видите пример «фишбоуна», использованного на уроках химии по теме «Многообразие органических веществ» в 10 классах.
Способ 2 «Свойство - характеристика». В «Голове» все так же обозначен вопрос, а на «хвосте» дан ответ. «нижние кости» - это свойства или качества обозначенного в вопросе объекта, а «верхние кости» - это пример или описание данного свойства.
На рисунке 3 вы видите пример «фишбоуна», использованного на уроке биологии по теме «Свойства живых организмов» в 9 классах.
Способ 3 «Сравнение». Данную схему лучше делать в вертикальном формате, и в горизонтальном неплохо смотрится (главное, что в нем написано). В «голове» ставим вопрос на подобии «Чем отличается?» «Что общего?» и т.д. «Нижние кости» - это свойства или качества одного объекта, а «верхние кости» - характеристики другого объекта. В «хвосте» дан краткий ответ на поставленный вопрос.
На рисунке 4 вы видите пример «фишбоуна», использованного на уроке биологии по теме «Сходства и различия покрытосеменных и голосеменных» в 6 классах.
Вот таким интересным, наглядным методом можно помочь ребенку в установлении причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, а также подтолкнуть на верное умозаключение.
Литература:
1. Бутенко А. В., Ходос Е. А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб. пособие для преподавателей и студентов пед. вузов. Москва : МИРОС, 2002. – 173 с.
2. Селевко Г. К. Альтернативные педагогические технологии. Москва : НИИ школьных технологий, 2005. – 222 с.