Найти в Дзене
Учительская

"Фишбоун": при чём здесь дети и рыбий скелет?

Формирование причинно-следственных связей является, пожалуй, одной из самых сложных граней предметного преподавания. Что уж говорить о начальном образовании, когда весь процесс обучения является целостной, взаимосвязанной и взаимодополняемой структурой.

Поэтому для облегчения процесса установки причинно-следственные связей и разнообразия хода преподавания был придуман методический прием «фишбоун» (предложен в 1952 году японским профессором Кауро Ишикава, крупнейшим теоретиком, как метод структурного анализа причинно-следственных связей).

Fishbone (англ. «рыбная кость», «рыбий скелет») – это графическое представление информации, которое позволяет увидеть процесс анализа изучаемого явления, расположить исходные данные так, чтобы сделать правильный вывод.

«Фишбоун» имеет древовидную структуру и включает 3 блока (рис. 1) (на самом деле, я так и не нашел достоверной информации по поводу количества блоков. У кого-то их 4-5, а у меня 3!):

Рис. 1. Структура классической диаграммы "Фишбоун"
Рис. 1. Структура классической диаграммы "Фишбоун"
  • Голова – основная проблема или проблемный вопрос, которые необходимо решить или проанализировать.
  • Позвоночник – основа диаграммы. Здесь располагаются кости «Причины» и «Факторы». Нижние кости – это причины, которые сопутствуют проблем. Верхние кости – это факторы, которые могут влиять на проблему или вопрос.
  • Хвост – результат, вывод, ответ на поставленную проблему.

Способы заполнения диаграммы так же различаются:

Способ 1 «Базовый». Данный вариация полностью соответствует вышеописанной структуре. В «голове» размещаем вопрос», на «нижних костях» пишем причины возникновения вопроса, а на «верхних костях» - факторы. На «хвосте» расположен ответ.

На рисунке 2 вы видите пример «фишбоуна», использованного на уроках химии по теме «Многообразие органических веществ» в 10 классах.

Рис. 2. Химический "фишбоун" по теме "Многообразие органических веществ"
Рис. 2. Химический "фишбоун" по теме "Многообразие органических веществ"

Способ 2 «Свойство - характеристика». В «Голове» все так же обозначен вопрос, а на «хвосте» дан ответ. «нижние кости» - это свойства или качества обозначенного в вопросе объекта, а «верхние кости» - это пример или описание данного свойства.

На рисунке 3 вы видите пример «фишбоуна», использованного на уроке биологии по теме «Свойства живых организмов» в 9 классах.

Рис. 3. Биологический "фишбоун" по теме "Свойства живых организмов"
Рис. 3. Биологический "фишбоун" по теме "Свойства живых организмов"

Способ 3 «Сравнение». Данную схему лучше делать в вертикальном формате, и в горизонтальном неплохо смотрится (главное, что в нем написано). В «голове» ставим вопрос на подобии «Чем отличается?» «Что общего?» и т.д. «Нижние кости» - это свойства или качества одного объекта, а «верхние кости» - характеристики другого объекта. В «хвосте» дан краткий ответ на поставленный вопрос.

На рисунке 4 вы видите пример «фишбоуна», использованного на уроке биологии по теме «Сходства и различия покрытосеменных и голосеменных» в 6 классах.

Рис. 4. Биологический "фишбоун" по теме "Сходства и различия покрытосеменных и голосеменных"
Рис. 4. Биологический "фишбоун" по теме "Сходства и различия покрытосеменных и голосеменных"

Вот таким интересным, наглядным методом можно помочь ребенку в установлении причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, а также подтолкнуть на верное умозаключение.

Литература:

1. Бутенко А. В., Ходос Е. А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб. пособие для преподавателей и студентов пед. вузов. Москва : МИРОС, 2002. – 173 с.

2. Селевко Г. К. Альтернативные педагогические технологии. Москва : НИИ школьных технологий, 2005. – 222 с.

-5