Найти тему
Summarylib.ru

Куда время уходит?

«Времени нет!» «Ни на что не хватает времени!» Знакомые фразы? А ведь, согласно старинной поговорке: «Когда бог создавал время, он создал его достаточно». Но куда девается время и как сделать так, чтобы его все-таки хватало?

Время – это самый ценный жизненный ресурс. И он, увы, невосполним. Можно заработать больше денег, можно получить больше впечатлений, можно завести больше друзей, съесть и выпить больше – но нельзя прожить две жизни, использовав одну как черновик.

В книжке советского писателя Е.Шварца «Сказка о потерянном времени» очень наглядно изображалось, что грозит человеку, который привык легкомысленно относиться к потере времени впустую. (И есть отличный фильм в постановке Александра Птушко).

В этой сказке четверо злых волшебников забрали себе время, которое бесполезно теряли четыре школьника. Мы не в сказке, но время теряем не меньше.

Около 10% наших сограждан признаются, что не успевают сделать все, что запланировали или регулярно опаздывают. А еще 9% говорят, что постоянно откладывают важные дела потому, что на них «не хватает времени».

Так что можно сделать, чтобы время было?

  • Во-первых, нужно выследить ваших личных «хронофагов» и уничтожить их.

«Хронофаги» - это люди, занятия, условия, которые отнимают у вас время попусту. У большинства современных людей главными хронофагами являются соцсети, мессенджеры, новостные ресурсы, СМИ. Проследите за собой в течение нескольких дней, тщательно наблюдая и записывая – сколько времени отнимает у вас то или иное действие в течение дня. Спустя 3-5 дней просмотрите свои записи, проанализируйте их и примите твердое решение – с каким хронофагом стоит распрощаться навсегда, а какой, может быть, жестко ограничить.

  • Во-вторых, распределите ваши ресурсы – составьте план. Не стоит увлекаться длинными и подробными списками: на их составление тоже уходит время, а если планы все равно не выполняются, тогда какой в них смысл? Запишите 1-2 важных дела, которые необходимо сделать в течение дня и 1-2 не самых важных - мелочевки, исполнение которой будет все-таки кстати. Психологически важно, чтобы хотя бы какие-то дела вам все же удавалось выполнить в течение дня – это даст вам нужный заряд дофамина, гормона удовлетворения. Мозг получит положительное подкрепление, за счет чего у вас появится необходимая энергия и настойчивость, чтобы продолжать наводить порядок в делах и «повышать успеваемость».

Работа с планами не так проста, как кажется – есть ряд тонкостей и хитростей, так что советую познакомиться с методиками, которые рекомендуют эксперты. Например, вот замечательная книга. (Зайдя по ссылке, можно воспользоваться саммари – кратким изложением основных идей книги).

«Тайм-драйв: Как успевать жить и работать» Глеб Архангельский

Тайм-драйв: Как успевать жить и работать
Нет науки важнее, чем наука использовать время жизни эффективно и осмысленно! Автор — Глеб Архангельский, инициатор, основатель, идеолог ТМ-движения в России, руководитель проектов по тайм-менеджменту в РАО «ЕЭС», гендиректор консалтинговой фирмы «Организация Времени». Начиная с техники и принципов планирования, мотивации и целеполагания, расстановки приоритетов, он подводит читателя к наиболее важным вопросам о ценностях, от экономии времени переходя к его осмыслению.
  • В-третьих: устанавливайте сроки, сколько времени вы можете уделить тому или иному занятию. Согласно закону Паркинсона – любая «работа расширяется, чтобы заполнить все время, доступное для ее завершения». Поэтому, если уменьшить количество времени, выделенное для исполнения данной работы, мозг изыщет возможности, чтобы работа выполнялась эффективнее.

Сжимайте ваше время! Если, допустим, при работе в офисе вы тратите полчаса на чтение почты – попробуйте поставить таймер и выполнить всю работу за 20 минут. А если успеваете – то сократите время до 15 минут. Это очень действенный способ взбодрить себя.

Это называется эффект «дедлайна» - многие люди его ощущают на себе. Когда сроки сдачи проекта подходят к концу – они быстрее включаются в работу и занимаются делом сосредоточенно, не отвлекаясь, и в итоге - успевают к сроку.

Но зачем «волшебного пинка»? Надо просто правильно управлять сроками, выставлять ограничения и соблюдать график работы и отдыха.

Это особенно действенно для тех, кто страдает от прокрастинации – привычки откладывать дела на потом.

Прочитайте книгу (или ее саммари по ссылке) Петра Людвига «Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра».

Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра

В ней рассказано, как можно заставить себя работать, когда не хочется. Ведь прокрастинация — это бич многих. В чем ее причины и как с ней справиться, чтобы не терять время в бессмысленных занятиях, если главное дело стоит – все это вы узнаете из книги. А так же обо всех инструментах, которые позволят избежать ловушек прокрастинации, справиться с нею и с депрессией, которая, как правило, сопровождает такую проблему.

И вот еще одна очень полезная книжка про управление временем. «Тайм-менеджмент по помидору. Как концентрироваться на одном деле хотя бы 25 минут». Автор - Штаффан Нётеберг.

Тайм-менеджмент по помидору. Как концентрироваться на одном деле хотя бы 25 минут

Шведский коуч, спикер и программист рассказывает, как справляться с любыми задачами, концентрироваться, начинать и доводить до ума нужные дела, избегая прокрастинации. «Метод помидора» прост, эффективен и доступен всем. Попробуйте!

Желаем удачи!