Мария Монтессори
Образное видение сильно отличается от простого восприятия объекта, ибо оно не имеет границ. Воображение может путешествовать не только в бесконечном пространстве, но и в бесконечном времени; мы можем вернуться назад, через эпохи, и увидеть землю такой, какой она была - с существами, которые ее населяли. Чтобы прояснить, понял ребенок что-то или нет, мы должны посмотреть, может ли он сформировать представление об этом в уме, вышел ли он за пределы простого понимания.
Человеческое сознание приходит в мир как пылающий шар воображения. Все, что изобретено человеком, физическое или ментальное, является плодом чьего-то воображения. При изучении истории и географии мы беспомощны без воображения, и когда мы
пытаемся познакомить ребенка со вселенной, что, кроме воображения, может нам пригодиться? Я считаю преступлением преподносить такие предметы, которые могут быть благородными и творческими помощниками для развития воображения, таким образом, чтобы отрицать их полезность, и, с другой стороны, требовать от ребенка запоминать то, что он не в состоянии представить себе. Эти предметы должны быть представлены таким образом, чтобы затронуть воображение ребенка и вызвать у него энтузиазм, а затем подлить масла в разгорающийся огонь, который был зажжен.
В своей целостности мир всегда повторяет более или менее одни и те же элементы. Если мы изучаем, например, жизнь растений или насекомых в окружающем мире. Нет ни одного человека, который знал бы все растения; достаточно увидеть одну сосну, чтобы представить, как живут все остальные сосны. Когда мы ознакомимся с особенностями жизни насекомых, которых видим в полях, мы сможем составить представление о жизни всех других насекомых. Никогда не было никого, кому были бы доступны все насекомые Вселенной. Мир приобретается психологически с помощью воображения. Реальность изучается в деталях, затем воображается целое. Детали могут увеличиваться в воображении, и таким образом достигается полное знание. Процесс изучения вещей - это, в некотором смысле, размышление о деталях. Это означает, что качества фрагмента природы глубоко запечатлеваются в индивидууме.
Увидев реку или озеро, обязательно ли видеть все реки и озера мира, чтобы знать, что они собой представляют? Впоследствии воображение способно сформировать представление о мире. Машина, человек, который ловит рыбу, человек, который работает - все это детали, которые формируют знание. Это универсальное средство организации
культуры. Самоочевидно, что обладание реальными вещами и контакт с ними приносят с собой, прежде всего, реальное количество знаний. Вдохновение, порожденное этим, оживляет интеллект, который был
заинтересован и желал знать. Из всего этого возникают новые интеллектуальные интересы (климат, ветры и так далее). Обучение становится живым делом. Вместо того чтобы быть проиллюстрированным, оно воплощается в жизнь. Одним словом,
выход за пределы класса - это новый ключ к интенсификации обучения, обычно проводимого в школе.
В книге Бытия сказано: "Бог сотворил небеса и землю". Это очень простое утверждение, но в нем есть величие, и ум остается бодрствующим. Когда детали представлены как части единого целого, они становятся интересными. Интерес возрастает пропорционально приобретению знаний. Кроме того, знания, представленные сейчас, не должны быть в том же масштабе, что и раньше. Это больше не должно быть чисто чувственным. Теперь ребенок должен постоянно прибегать к своему воображению. Воображение - великая сила этого ребенка, находящегося в возрасте начальной школы. Так как мы не в состоянии представить все через наши уроки, задача ребенка - использовать свое воображение. Обучение детей в возрасте от семи до двенадцати лет должно взывать к воображению. Конфигурация реальности должна
исходить из воображения. Поэтому необходимо быть строго точным. Точность, как число и как все, что составляет математику, послужит построению такой конфигурации реальности. Итак, что же поражает
воображение? Прежде всего, величие и, далее, тайна. Воображение тогда способно реконструировать целое, когда оно знает реальные детали.
Воображение было дано человеку не для того, чтобы просто фантазировать, как и четыре характеристики, общие для человека (язык, религия, смертные обряды и искусство), существуют не для того, чтобы позволить ему жить созерцанием. Воображение не становится великим до тех пор, пока человек, наделенный мужеством и силой, не использует его для творчества. Если этого не происходит, воображение обращается только к духу, блуждающему в пустоте.
Мы, однако, предполагаем, что развиваем воображение очень маленьких детей, заставляя их принимать фантастические вещи за реальность. Таким образом, например, в латиноамериканских странах Рождество олицетворяет уродливая женщина Бефана, которая проходит сквозь стены и спускается по дымоходам, принося игрушки для хороших детей и оставляя только куски угля для непослушных. С другой стороны, в англосаксонских странах, Рождество - это старик, покрытый снегом, который несет огромную корзину с игрушками для детей и который действительно входит в их дома ночью. Но как можно развить воображение детей с помощью того, что, напротив, является плодом нашего воображения? Это мы воображаем, а не они; они верят, они не
воображают. Доверчивость, действительно, является характеристикой
незрелых умов, которым недостает опыта и знания реальностей и которые пока еще лишены того интеллекта, который отличает истинное от ложного, прекрасное от уродливого, возможное от невозможного.
Значит ли это, что мы хотим развить в наших детях доверчивость только потому, что они проявляют себя легковерными в возрасте, когда они от природы невежественны и незрелы? Конечно, доверчивость может существовать во взрослых; но она существует в противоположность интеллекту и не является ни его основой, ни плодом. Именно в периоды
интеллектуального мрака зарождается доверчивость; и мы гордимся тем, что пережили эти эпохи. Мы говорим о доверчивости как о признаке нецивилизованности.
Является ли это иллюзорное воображение, основанное на доверчивости,
тем, что мы должны "развивать" в детях? Мы, конечно, не хотим, чтобы это продолжалось; на самом деле, когда нам говорят, что ребенок "больше не верит в сказки", мы снова радуемся. Тогда мы говорим: "Он уже не малыш". Это то, что должно произойти, и мы ждем этого: настанет день, когда он больше не будет верить этим историям. Но если это созревание происходит, мы должны спросить себя: "Что мы сделали, чтобы помочь этому? Какую поддержку мы оказали этому хрупкому уму, чтобы он мог вырасти прямым и сильным?" Ребенок преодолевает свои трудности, несмотря на наши попытки держать его в неведении и иллюзии. Ребенок преодолевает себя и нас. Он идет туда, куда ведет его внутренняя сила развития и взросления. Однако он мог бы сказать нам: "Как сильно вы заставили нас страдать! Работа по воспитанию самих себя была и без того достаточно тяжелой, а вы угнетали нас". Разве такое поведение не было бы похоже на то, как если бы мы сжимали десны, чтобы предотвратить появление зубов, потому что для младенцев характерно отсутствие зубов, или если бы мы мешали маленькому тельцу стоять прямо, потому что изначальная особенность младенца в том, что он не встает на ножки? Действительно, мы поступаем примерно так же, когда намеренно продлеваем бедность и неточность детской речи; вместо того чтобы помочь ребенку, заставляя его внимательно вслушиваться в отчетливое произнесение звуков речи и наблюдая за движениями рта ребенка - вместо этого мы перенимаем его зачаточный язык и повторяем изначальные звуки, которые он произносит, шепелявя и перевирая согласные в манере, привычной для тех, кто впервые пытается произносить слова членораздельно. Таким образом, мы
продлеваем период становления, полный трудностей и напряжения
для ребенка, возвращая его в утомительное младенческое состояние.
Разум опирается на воображение, которое выводит вещи на более высокий уровень - уровень абстракции. Но воображение нуждается в поддержке. Его нужно построить, организовать. Только тогда человек сможет достичь нового уровня. Он проникает в бесконечность.
(Выдержки из работ Марии Монтессори "Спонтанная деятельность", "Воспитание человеческого потенциала" и "От детства к юности")
Текст предоставлен http://montessori-namta.org (перевод с английского В. Носенко для MSM)
Наш телеграм-канал: https://t.me/mosmontessori