Тема "импортозамещения" в той или иной степени обитает в инфополе с 2014 года. Многие трактуют и понимают это понятие по своему. Исходя из этого и оценки эффективности процесса импортозамещения сильно разнятся. Всё очень субъективно, а что-то и предвзято. В любом случае "импортозамещение" - это даже не мера, а скорее "форма" временная.
О новой концепции заговорили недавно, хотя реализация её началась одновременно с "импортозамещением".
Прежде чем перейти к сути, хочу заострить внимание на понятии "Сделано в России" и/или "Российский бренд". Начнём с того, что рассуждая о "своём" мы можем говорить о совершенно разных формах и содержании этого "своего".
Например, товар (продукция) может быть оригинальной (в том смысле, что это собственная разработка) и действительно локализованной в стране. Но при этом конкурировать со множеством аналогов из других стран.
Это может быть некое совместное предприятие, которое использует технологии и наработки кого-то из зарубежных партнёров; производит продукцию здесь. Иногда внося какие-то коррективы, делая адаптацию для внутреннего рынка.
Есть вариант, когда российский бренд размещает свои заказы на производствах в других странах. Китае или ещё где-то, как правило, в Азии. При этом производитель создаёт оригинальные вещи по ТЗ российской компании. Просто делают их не в России.
Стоит отметить, что такая форма отношений характерна для подавляющего большинства крупных производителей товаров массового потребления. От простейших, до высокотехнологичных.
Есть ещё один вариант, когда азиатское (как правило, китайское) производство создаёт линейку товаров и лишь меняет "шильды" для разных заказчиков. Т.е. одна и та же продукция в разных странах (а иногда и в одной) может именоваться по-разному. При этом в каждой стране представитель, конечно, называет её "своей". В нашем случае - российской.
Это наиболее частые примеры. И мы здесь абсолютно не оригинальны. Вся та часть мира у которой есть деньги и возможности действует +- в том же ключе.
Потребитель, конечно, вправе субъективно относится к такого рода продукции. Признавая её "своей" или нет. Кому-то вообще нет до этого дела и руководствуется он совершенно иными принципами. Качество, долговечность, отвечает ли задачам и требованиям, устраивает ли цена?
Считается, что в советскую эпоху российский рынок был закрыт и находился на "самообеспечении". И хотя тогда не было того изобилия товаров, которое доступно потребителю сегодня, "зато всё своё"! Да, но есть нюансы.
Я не хочу лишать читателя права иметь своё отношение к самому понятию "Сделано в России". Считать ли тот или иной товар или продукцию "оригинальной", нашей! Почему, например, одежда именитого бренда пошитая в Камбодже всё равно остаётся "оригинальной", "брендовой", а в случае с российской маркой уже нет?
Самые жаркие споры ходят вокруг автомобильной темы. Каждая моя публикация посвящённая "новинкам отечественного автопрома" не обходится без "ушата помоев". И ладно, когда кто-то считает, что "всё должно быть своё". Самое же смешное это отсылки к советскому прошлому. Словно автомобили той эпохи не были по сути репликами на лидеров рынка своего времени. Например, тот же Москвич 412 где в качестве донора для двигателя взяли BMW-шный мотор. Или Fiat 124 взятый в качестве прототипа для ладовской "Копеечки".
Не стоит думать, что и "там" все развивались в условиях "честной конкуренции". Примеров заимствований более чем достаточно. А уж сейчас? Целые автоконцерны объединились и штампуют автомобили под разными марками на одной платформе. Немного меняя "фейс-дизайн", добавляя "плюшек" в зависимости от "статуса марки". Другие просто копируют удачные идеи конкурентов и ничего.
Поэтому все эти наезды в духе "шильдик инжиниринг", конечно, ничтожны сами по себе. Учитывая, что даже премиальные и люксовые автомобили известных марок на 2/3 состоят из деталей и компонентов произведённых стронними производителями во всех концах света. Азия, конечно, на передовой.
Такое размашистое вступление необходимо для доктринального понимания дальнейшего развития индустрии. Никакого "100% нашего" не будет уже ни у нас, ни где бы то ни было. Особенно, если речь о каких-то более сложных вещах.
У потребителя есть уникальная возможность и право выбора. Покупать продукцию руководствуясь своими соображениями о качестве и привлекательности товара.
Для себя я определил этот подход достаточно просто. "Сделано в России" для меня это то, что производится в нашей стране. И максимальная ценность для экономики страны именно такой продукции.
"Российский бренд" - это то, что имеет российскую прописку, находится в "налоговой юрисдикции" России. Даже если основное производство или производство компонентов расположено на территории других стран.
Выбор потребителя не может опираться на одни только "патриотические чувства". Продукция всё же должна отвечать требованиям и характеристикам. В этом смысле это дорога с двусторонним движением. Я, как потребитель, могут (но не обязан) отдавать предпочтение оригинальным, произведённым или просто российским брендам. Но для этого они должны стремиться создавать продукцию, отвечающую требованиям потребителя. На уровне конкурентов. Это аксиома.
Идея продвижения продукции производимой в стране под эгидой общего национального бренда принадлежит не нам. Идеологически до периода полномасштабной "глобализации" она активно продвигалась в США. Тогда Made in USA имело значение. Особенно на фоне остального мира. Американский флажок на продукте и сейчас "имеет вес", но глобализация сильно исказила эту картину мира. Теперь уже сложно понять сколько "американского" в американском товаре. Но идея жива и её активно продвигает Дональд Трамп.
Наша страна в создании направления "Сделано в России" опиралась скорее на опыт Индии. Кстати, Президент РФ В. Путин откровенно об этом сказал на полях ПМЭФ, прошедшего в июне 2023 года. В отличие от США это полноценная программа поддержки продукции производимой в стране. Т.е., речь в данном случае не идёт о тех, кто размещает заказы на предприятиях в других странах.
Хотя "Сделано в России" - продукт "Российского экспортного центра" - по задумке создавался для более эффективного продвижения на внешние рынки отечественных товаров. Что, разумеется, прекрасно.
Сегодня эта концепция всё активнее реализуется внутри страны. Где каждый регион продвигает себя и свою продукцию на общем рынке и/или рынках стран СНГ. Особенно в тех позициях, которые не имеют аналогов или они они недостаточно хороши.
Всё это развивается само собой и потребителя не ставят в условия, когда он вынужден использовать тот или иной товар. Да, есть разные формы поддержки со стороны государства. Например, обязательство формирования автомобильного парка чиновников, такси или каршеринга теми автомобилями, которые произведены (включая крупноузловую сборку) на территории России. Это вполне разумно и нормально. Потребитель может руководствоваться другими критериями и сделать выбор в пользу иномарки вовсе не представленной на рынке.
Скажем, и до начала СВО в Россию не привозили полноразмерные пикапы. Однако они пользовались определённым спросом (кстати, вполне сопоставимым с объёмом продаж некоторых довольно известных автомобильных марок) и потому ввозились в Россию, как в частном порядке, так и организованными партиями.
Как бы подводя черту. Конечно, было бы здорово жить с осознанием, что в нашей стране вообще всё производится до последнего винтика и это всё лучшее в мире. Без всяких исключений.
Но так не бывает. Да, пусть мы не производим Айфоны, зато скромное и малоизвестное предприятие в многострадальном Шебекино Белгородской области, обладает уникальными технологиями и компетенциями в производстве синтетического сапфира для высокотехнологичных применений в электронной и оптоэлектронной промышленности - «Белгородский завод сапфиров «Монокристалл». Оно в частности производит стёкла для тех самых iPhone и AppleWatch. Так что важная частичка нашего есть и в яблочном продукте.
От импортозамещения к самодостаточности.
Новая концепция развития предполагает технологический суверенитет и самодостаточность. Что означает способность страны обеспечивать себя критически важными компонентами, оборудованием, технологиями и ПО. Для обеспечения полноценного функционирования всех систем. Будь это транспорт, логистика, строительство, добыча, транспортировка (перекачка) полезных ископаемых. Железнодорожный, авиационный и городской транспорт. Реализация и развитие тех направлений в которых у страны в целом или отдельных регионов есть преимущество.
Самодостаточность не означает 100% замещение всего. Но означает сохранение двух наиважнейших факторов. Первый касается обеспечения потребителя привычными и необходимыми в условиях современного мира продуктами. И, если что-то из этого по тем или иным причинам не производят в стране, либо в другой стране делают это лучше - нет ничего зазорного в том, чтобы импортировать.
Второй фактор касается взаимодействия с внешними рынками. Не только в части экспорта готовой и оригинальной продукции, но и более сложных коопераций с разными странами. Поставляя на рынки сырьё, компоненты, услуги и тд. От простейших к более сложным.
Пора заканчивать считать проценты "сколько нашего" в том или ином продукте. Важно то, чтобы мы не были зависимыми в критически важных областях. Не было нужды чесать голову в случае ухода с рынка той или иной компании. "Как же мы теперь"! Этот "отчётный год" показал, что вполне по силам. Пришло время укреплять и наращивать. В этим и состоит новая концепуия развития - концепция самодостаточности.
Спасибо за внимание к публикации и всем, кто дочитал до конца.
Жмите "палец вверх", если нашли что-то интересное для себя. Делитесь своими мыслями в комментариях.
Дмитрий Матвеев ||
DM_812 В ВК vk.com/dm_812