Карл Гун (1831-1877) считается русским художником немецкого происхождения, родился в Прибалтике, умер в Швейцарии. Прожил всего 45 лет, но успел многое. В том числе оставил потрясающие рисунки, сделанные в татарских деревнях.
Одной из таких деревень стала Бердибяково Челны в Лаишевском уезде Казанской губернии. Художник там побывал в 1862 году.
Стоп!
С чего это вдруг Карл Гун начал рисовать татар? Неужели отправился специально искать восточную экзотику в Казанскую губернию? Конечно, нет.
Карл Гун приезжал несколько раз в соседнюю Вятскую губернию, в Елабугу. Он дружил с уроженцем этого уездного города, тоже художником, Иваном Шишкиным.
А по приглашению купца и, по совместительству Елабужского городского головы, Ивана Стахеева, Карл Федорович расписывал так же местный Покровский собор. Именно в этот период художник выезжал и в татарские деревни. В основном, это были крещено-татарские (кряшенские) аулы. Ведь сами Стахеевы поддерживали миссионерское Братство Св.Гурия.
Так в работы К.Гуна попали и жители татарской деревни Бердибяково Челны Лаишевского уезда Казанской губернии (совр. Рыбно-Слободский р-н), где население было смешанным в религиозном плане: помимо мектеба при мечети там была и школа Братства Св.Гурия.
Бердибяково была известна еще со времен Казанского ханства.
В 1862 г. среди позировавших художнику татар был даже мулла Габдулвали Габдулкаримов с супругой Гайнидьямал Хусаюновой.
А раз абыстай не стала прятаться, значит, можно и другим.
Ведь рисовал живописец, в основном, женщин. Их колоритный вид мало кого оставлял равнодушным, тем более потомка остзейских немцев в эпоху романтизированного увлечения Востоком.
Художника Карла Гуна заинтересовали даже украшения и наряды татарок. Так осталась прекрасная память о былой эпохе и людях.
Спустя несколько десятков лет татарки сменили эти украшения на более практичные варианты. Приближался рациональный ХХ век, менялась татарская деревня, и её жители.