Найти тему

Музыкальное образование с рождения до двенадцати лет

Марта и Сэнфорд Джонс

Хорошо принимаемые по всей стране в США, Сэнфорд и Марта Джонс представляют всестороннюю музыкальную программу Монтессори,
как теоретическую, так и практическую, в кратком обзоре, который приводится ниже.
Марта и Сэнфорд Джонс представляют как теоретические, так и
практические рекомендации по использованию музыки в домашних условиях, особенно с маленькими детьми.
Хорошо принимаемые по всей стране в США, Сэнфорд и Марта Джонс представляют всестороннюю музыкальную программу Монтессори, как теоретическую, так и практическую, в кратком обзоре, который приводится ниже. Марта и Сэнфорд Джонс представляют как теоретические, так и практические рекомендации по использованию музыки в домашних условиях, особенно с маленькими детьми.

Часто нас спрашивают: "Каков подход Монтессори к музыке?" Подход Монтессори к музыке тесно связан с развитием речи. Давайте посмотрим на аналогии:

Впитывание
С самого начала жизни ребенок окружен разговорным языком своей семьи, и именно эту особую манеру говорить он впитывает: словарный запас, синтаксис, интонации. И просто находясь в этой языковой среде, он учится говорить. Никто его не учит. Точно так же, если домашняя обстановка включает музыку, ребенок воспринимает ее как еще одну форму общения: как естественное выражение чувств и образа жизни, как источник стимуляции и энергии, удовольствия и покоя. И язык, и музыка становятся вспомогательными средствами для удовлетворения
потребностей ребенка. В языковой сфере ребенок не только слушает чужую речь, но и постепенно начинает выражать свои собственные мысли словами. В музыке он не только слушает пьесы и песни, которые формируют его музыкальный вкус, но и постепенно начинает создавать спонтанную новую музыку своего собственного выражения.

Сенсорное исследование
Когда ребенок поступает в начальный класс Монтессори, ему предоставляются дополнительные возможности для изучения: слов -
путем обогащения словарного запаса; звуков - с помощью звуковой игры, а позже - с помощью работы с шершавыми буквами - звуками, ставшими видимыми; грамматики и синтаксиса - с помощью словесных упражнений; сочинения - с помощью работы с подвижным алфавитом; и культуры - с помощью рассказов, репортажей и поэзии. Аналогично и в музыке, класс 3-6 предлагает более широкие возможности для изучения музыки: сходства и различия в тембре с помощью занятий с ударными инструментами; ритмических игр; культуры с помощью работы с зеленой и белой досками, то есть нотной записью.

Написанная и прочитанная музыка
Точно так же, как множество языковых занятий приводят к "полному чтению" примерно в возрасте 8 лет, так и сенсорная подготовка в сочетании с материалом для нотной записи позволяет ребенку выступать в качестве композитора и чтеца музыки в младших классах. Точно так же, как младшим детям рассказывают историю их родного языка, история музыки преподносится в связи с жизнью и временами прошлых народов. Если в классе 3-6 музыка преподавалась как язык (высокий, низкий, фортепиано, форте и т.д.), то теперь музыка преподносится как отражение жизни человечества, как с исторической точки зрения (музыка Баха отражала его жизнь и времена), так и с субъективной точки зрения (музыка, сочиненная и прочитанная детьми
должен отражать их собственный мир мыслей и чувств). Учитывая этот обзор теории обучения музыке на первых двух этапах развития, давайте вернемся назад и рассмотрим каждый этап более подробно, чтобы увидеть, как мы, учителя детей и консультанты родителей, можем помочь этому процессу.

Музыка в доме
Приободрим родителей: родители хотят помочь музыкальному развитию своего ребенка, но часто нуждаются в помощи. Возможно, школа могла бы посвящать этому предмету часть одного родительского собрания каждый год. Точка зрения Монтессори подчеркивает, что родители должны предоставить ребенку особую среду, из которой он может впитывать музыку. Поскольку музыка невидима, эта особая среда не столько физическая, сколько среда, в которой создается интерес к звуку.
Родителям необходимо определить, какую музыку они хотят, чтобы их ребенок слушал регулярно (не только в качестве фоновой музыки); они также могут рассмотреть уровень звука, принятый внутри домохозяйства - возможно, установление некоторых ограничений на уровень шума или громкости, чтобы обеспечить соблюдение потребностей каждого. Будем надеяться, что семейная группа будет петь вместе за столом или в поездках; возможно, кто-то будет изучать современный танец или игру на музыкальном инструменте; а может быть, возникнут неформальные
импровизации, например, сочинение песни о животных, которых видели во время экскурсии в зоопарк.

Роль родителей в ежедневном музицировании: точно так же, как родители помогают развитию речи ребенка, они также могут способствовать развитию его музыкальных навыков. Им необходимо
учитывать две вещи: 1) следить за появлением признаков любопытства ребенка в отношении любых аспектов музицирования; 2) помочь ребенку изучить эти аспекты, пока его потребность все еще очевидна. Первая часть включает в себя наблюдение за интересом ребенка, проявляемым
выражением его глаз, голосом и движениями тела. Вторая часть включает в себя приглашение ему попробовать "ключевые" действия, которые он может повторить по желанию. Когда он повторит это упражнение и извлечет из него пользу, оно ему надоест; тогда он свободен заняться другим. Каждое маленькое музыкальное переживание увеличивает его радость и расширяет его музыкальный интерес.

Области музыкальных интересов: ребенку становится любопытно слушать новые звуки. Родитель тоже может проявить к ним интерес, задав такой вопрос, как:
"Что ты слышишь? Лай собаки?"
"Хочешь послушать, как тикают мои часы?... тик,тик?"
"Хотел бы ты услышать "Мерцай, мерцай"?"
"Давай послушаем менуэт Моцарта".

Ребенку помогает сосредоточиться на звуке, если исключить визуальные раздражители, такие как движения.

Ребенку становится любопытно издавать новые вокальные звуки. Они могут стать исходным материалом для обучения пению по нотам. Когда мать укачивает ребенка и подпевает, возможно, ребенок начинает ворковать в такт, в отличие от лепета. Затем мать может пропеть ребенку простые звуки в песенке ("ля-ля"), ожидая, что ребенок споет их в ответ. Скоро вы сможете спеть это вместе. Это может привести к произнесению нараспев некоторых слов для именований, которые он может произнести, таких как "Да-да" или "Пока-пока". Вероятно, он не будет петь целые песни до 3-летнего возраста, когда начнет произносить целые предложения. А пока вы можете придумать свои собственные игры для пения:
Родитель: "Где плюшевый мишка?
Где плюшевый мишка?"
Ребенок: (раскрывает медведя)
Оба: "Вот он!"

Вы можете поиграть в игру, в которой ребенок поет "Ла...", а вы присоединяетесь к его такту. Затем вы вдвоем повторяете одну и ту же высоту звука, как скрипач, настраивающий струну! (Если у ребенка повышается или понижается тембр голоса, продолжайте в том же духе.) Позже вы можете помочь ему спеть отрывки из песен, которые он уже слышал много раз: он повторит ту часть, которая ему легко дается.

Ребенок проявляет предпочтения к определенным движениям тела. Когда младенца носят на руках родители, он испытывает естественные ритмы своего тела. Когда он начинает свои собственные бессознательные эксперименты с движением, он часто двигается ритмично. Поощряйте его повторить эти устойчивые движения много раз, возможно, добавляя слова по мере движения: "Брыкайся, брыкайся,
брыкайся ногами" или "Погладь куклу, погладь куклу". Мы хотим сделать осознанным для ребенка то, что он делал совершенно бессознательно. Благодаря повторению концентрация ребенка становится более интенсивной, и его интерес расширяется, часто на длительные периоды времени, которые будут удивлять взрослых. Позже его следует выводить
на ознакомительные прогулки (в отличие от прогулок в какое-то особое место). На своей лекции в Миллс-колледже Лена Викрамаратне подчеркивает важность "прогулок через сельскую местность" как средство для ребенка, позволяющее набраться смелости научиться предусмотрительности и достигать равновесия: "ребенок развивает в себе не только равновесие, но и уверенность в себе". Эти занятия подготавливают ребенка к упражнениям по совершенствованию движений в классе 3-6. Хорошо скоординированный ребенок находит ритм в музыке очень приятным.

Ребенок начинает ударять одним предметом о другой. Это может привести к экспериментам с контрастными звуками - различиями между игрой ложкой в металлическом горшке и на картонной коробке. Когда он устанет от одного звука, дайте ему две сковороды, расположенные на равном расстоянии от его боков, и позвольте ему ритмично раскачивать свое тело взад-вперед между ними. Это удовлетворит его потребность в том, чтобы начать играть на музыкальных инструментах. При повторении
любого из видов деятельности, предложенных выше, родителям нужно только усилить интерес ребенка, а затем постепенно отстраняться, пока
он не выполнит упражнение без посторонней помощи. Такого рода занятия музыкой подготавливают ребенка не только к работе в классе 3-6, но и облегчают его адаптацию к семейной жизни и участие в ней.
(Перепечатано из NAMTA Quarterly Winter, 1977.)

Текст предоставлен http://montessori-namta.org (перевод с английского В. Носенко для MSM)
Наш телеграм-канал: https://t.me/mosmontessori