Найти тему
Фильманьяк

Хелтер Скелтер (1976) - первый взгляд кинематографистов на дело Чарльза Мэнсона

Для участников судебного процесса дело Мэнсона становится настоящим квестом, поскольку доказать виновность именно лидера секты оказывается довольно непросто.
Для участников судебного процесса дело Мэнсона становится настоящим квестом, поскольку доказать виновность именно лидера секты оказывается довольно непросто.
9 августа 1969 года. Лос-Анджелес потрясён шокирующей новостью - в доме кинорежиссёра Романа Полански ночью была устроена настоящая бойня, в которой была убита его беременная жена, актриса Шерон Тейт. Два года спустя, после кропотливого полицейского расследования, начинается судебный процесс над убийцами - членами секты Чарльза Мэнсона.
Специфика дела так же заключалась в том, насколько было приковано внимание общественности к делу.
Специфика дела так же заключалась в том, насколько было приковано внимание общественности к делу.

Первая экранизация книги Винсента Бульози, ставшего звездой благодаря ведению дела Чарльза Мэнсона. Претендует на максимальную достоверность благодаря авторским комментариям в начале каждой серии. Возможно, что приём позаимствовали из «Безумия» по делу Эда Гина, но это неточно.

Масла в огонь добавляли ещё и те члены секты, которые не подверглись аресту - и устраивали возле здания суда различные акции в поддержку Мэнсона.
Масла в огонь добавляли ещё и те члены секты, которые не подверглись аресту - и устраивали возле здания суда различные акции в поддержку Мэнсона.

Хотя Том Грайс на тот момент имел очень большой опыт работы в кино, этот материал поддаётся ему слабовато – первая серия смотрится крайне плохо, представляя собой отрывочные факты из расследования, театральных эпизодических персонажей, сам Мэнсон где-то маячит, больше упоминаясь.

Если посмотреть на редкие фотографии обритого Мэнсона, то Рэйлсбек получает ещё один дополнительный балл за максимальное портретное сходство с прототипом.
Если посмотреть на редкие фотографии обритого Мэнсона, то Рэйлсбек получает ещё один дополнительный балл за максимальное портретное сходство с прототипом.

Напомним – снято по книге Бульози, Бульози здесь и выступает главным героем. Личность прокурора, впрочем, тоже несколько задвигается на второй план, основа здесь – расследование и попытки добиться правосудия в небывалом доселе деле.

Роль адвоката у виновного - это всегда вносит комичность в ситуацию. Поскольку защитник пытается самыми абсурдными способами затянуть процесс, исковеркать формулировки, или же деморализовать свидетеля.
Роль адвоката у виновного - это всегда вносит комичность в ситуацию. Поскольку защитник пытается самыми абсурдными способами затянуть процесс, исковеркать формулировки, или же деморализовать свидетеля.

Вторая серия смотрится чуть бодрее ввиду того, что жанр сменяется уже на вполне традиционную судебную драму, когда адвокат начинает устраивать из процесса клоунаду, а обвиняемые подливают масла в огонь. Да и Мэнсона здесь больше – открытый режиссёром Элиа Казаном актёр Стив Рэйлсбек безукоризненно воплощает немигающий взгляд Мэнсона, гипнотически действующий на окружающих.

Несмотря на некоторые эксцентричные выходки в зале суда, режиссёр акцентирует внимание на том, что Мэнсон даже не находясь в публичном пространстве производит пугающее впечатление - к примеру, на сокамерника.
Несмотря на некоторые эксцентричные выходки в зале суда, режиссёр акцентирует внимание на том, что Мэнсон даже не находясь в публичном пространстве производит пугающее впечатление - к примеру, на сокамерника.

Особо хорош, разумеется, эпизод с речью Мэнсона, обращённой к суду – в исповеди преступника внимательный зритель хорошо вычитает его психологию, которая в первую очередь демонстрирует абсолютное отсутствие какой-либо способности нести ответственность. Ещё из звёзд можно отметить Мэрилин Бёрнс – последнюю девушку из «Техасской резни бензопилой».

Судебная драма не сводится к типичному противостоянию - судья и преступник. В этом схвачена особая уникальность фигуры Мэнсона, который хоть и находится в заключении, но всё равно как будто возвышается над окружающими, тем более вместе с тем фактором, что его не так просто упечь за решётку.
Судебная драма не сводится к типичному противостоянию - судья и преступник. В этом схвачена особая уникальность фигуры Мэнсона, который хоть и находится в заключении, но всё равно как будто возвышается над окружающими, тем более вместе с тем фактором, что его не так просто упечь за решётку.

В целом конечно можно отметить старания актрис, которые воплощают послушных марионеток Мэнсона, но стоит признать – только Рэйлсбек получается наиболее правдоподобным и живым – от остальных слишком веет игрой.

Сподвижницы Мэнсона поражают окружающих своим зачарованным состоянием, с которым те рассказывают о своих деяниях - но всё равно их предводитель пугает куда больше.
Сподвижницы Мэнсона поражают окружающих своим зачарованным состоянием, с которым те рассказывают о своих деяниях - но всё равно их предводитель пугает куда больше.

Что касается вопроса смотреть или нет… Три часа процедурала и судебной драмы с морализаторским финалом. Что-то новое в истории Мэнсона вы не откроете для себя, посмотрев эту экранизацию. Разве что появится более подробное представление о том, как именно удалось отправить Мэнсона за решётку. Так что лучше не тратить время – фильм лишён изящества, подчас страдает из-за ленивого монтажа, режиссура могла быть лучше. Уж если был взят телеформат, можно было развернуться куда более знатно.

А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.