Предыдущую статью по данной теме вы можете прочитать по этой ссылке.
Начать, пожалуй, стоит с весьма любопытного отрывка из «Монархии Индейцев» Хуана де Торквемады, впервые опубликованной в Севилье в 1615 году. Торквемада определяет тольтеков как второй по хронологии народ, заселивший землю Мезоамерики после великанов (Quinametzin), что дает нам основания сопоставить их с цивилизацией «ольмеков», считающейся по утверждению многочисленных археологических источников, самой древней из доколумбовых.
«Эти тольтеки говорят, что пришли с запада и привели с собой семерых предводителей или капитанов [señores o capitanes] по имени Цакатль [Tzacatl], Чалькацин [Chalcatzin], Ээкацин [Ehecatzin], Коуацон [Cohuatzon], Циуак-Коуатль [Tzihuac Cohuatl], Тлапальмецоцин [Tlapalmetzotzin] и седьмого и последнего — Мецоцин [Metzotzin]. И они привели с собой много людей, женщин и мужчин, изгнанных со своей родины» (Torquemada, 1723).
Сравним этот отрывок с другим:
«Услышав о сне, Хоту Матуа приказал Хау Мака отправить нескольких молодых людей исследовать остров. Хоту Матуа сказал своим двум сыновьям Ира (первенец) и Рапаренге, а также пяти сыновьям Хуа Тава – Куукуу, Рингиринги, Нонома, Ууре и Макой – построить каноэ и найти остров мечты Хау Мака. Он дал им дорогу к острову:
e lunga (против ветра; т. е. с юго-востока на юго-восточный пассат)
e tau (он выступает)
e revareva ro a (как постоянный контур)
i roto i te raa (посреди [восходящего] солнца)» (Henry, 1995)
Так начинается история путешествия к острову Пасхи. Семеро [капитанов] отправлены на восток с целью найти новое место для поселения. Допускаем, что это может быть простым совпадением, тем более что эти два события могут относиться к различным периодам времени. Если Ф. де Альва Иштлильшочитль относит довольно точно (но не факт, что верно) период путешествия тольтеков к 3 – 5 векам нашей эры, то разброс датировок путешествия по приказу Хоту Матуа составляет около тысячи лет в зависимости от источника генеалогии полинезийских вождей (Кондратов, 1980). Немного углубимся в историю этих двух путешествий, используя труды различных авторов.
Наиболее подробное описание странствий тольтеков, с датами и расстояниями, мы можем почерпнуть у Ф. де Альва Иштлильшочитля в первом и втором сообщениях книги «Obras Históricas» (написана в 1600 г.)
Причиной путешествия «в сторону, где восходит Солнце» послужил неудачный государственный переворот. Два высокопоставленных военачальника Чалкацин [Chalcatzin] и Тлакамицин [Tlacamihtzin] решили свергнуть текущего вождя, чтобы изменить порядок преемственности на правление страной. Потерпев поражение в развязанной ими войне, они были изгнаны вместе со всеми своими последователями и семьями.
Наслушавшись речей астролога по имени Уэмацин [Huematzin], который рассказал им про большую плодородную и богатую землю на востоке, они отправились в путь. Помимо двух опальных военачальников-капитанов, экспедицией командовали еще пятеро капитанов рангом ниже. Итого семеро: Чакальцин [Chacatzin], Тлапальмецин [Tlapalmetzin], Акапикцин [Acapichtzin], Коуацон [Cohuatzon], Кекацин [Cecatzin], Шиукоуатль [Xiuhcohuatl] и Мешоцин [Mexotzin].
Не стоит в данном случае пытаться производить лингвистический анализ имен. Если уж они имеют различное звучание у Торквемады и Иштлильшочитля, использовавшими один пиктографический источник (Куприенко, и др., 2014), то надеяться найти доказуемо общее с именами капитанов Хото Матуа практически бесполезно. Важно другое, в полинезийской истории присутствует такое же деление – двое главных и пятеро рангом (сословием) ниже.
Теперь обратимся к причинам экспедиции Хоту Матуа. А. М. Кондратов в книге «Безмолвные стражи тайн» отмечает следующее:
«Вождь племени, живший в далекой земле Марае-ренго, в области Маори на Хиве, где стояли каменные статуи, после междоусобной войны был вынужден покинуть свою родину. Вместе с вождем на двух огромных ладьях, вмещавших, по разным версиям, от сотни до четырехсот человек, отправились его соплеменники» (Кондратов, 1980).
При этом и в той, и другой историях направление наличия подходящей земли на востоке предсказывает астролог/шаман – один видел остров во сне (Henry, 1995), другой же просто был одаренным ученым-астрологом. (Ixtlilxochitl, 1891).
Итак, в обоих повествованиях есть общий мотив отправится в странствие, общее направление и одинаковое количество капитанов, одинаковое ранговое распределение, в оба странствия было взято несколько сотен человек, а также различных семян и прочих с/х культур.
Сравним:
- Полинезийцы: «В путь были взяты различные сорта ямса и бататов, кокосовые орехи, сахарный тростник, сладкий картофель, другие растения, ростки дерева торо-миро и, наконец, дощечки с письменами, кохау ронго-ронго»(Кондратов, 1980).
- Тольтеки: «И говорят, что они принесли кукурузу, хлопок и другие семена и бобовые, которые есть в этой земле; и что они были великими мастерами обработки золота, драгоценных камней и многих других диковинок»(Torquemada, 1723)
Одно совпадение – случайность. Шесть – уже мотив изучить вопрос глубже. На самом деле совпадений больше, но прочие относятся к области лингвистики, а вступать на эту зыбкую почву в данной статье нет желания. (Е. Манжосова)
Продолжение следует...
#мезоамерика #азия #история #загадкиистории #мексика #ольмеки #древниецивилизации #тихийокеан #культура #америка #тольтеки #полинезия #открытиеамерики