Предыдущую статью по данной теме вы можете прочитать по этой ссылке.
«Вероятность контакта увеличивается в зависимости от количества произвольных похожих элементов в любых двух комплексах признаков.» Эдвард Тейлор (Kehoe, 2016)
При соприкосновении двух или более развивающихся обособлено сообществ, будь то причиной завоевание, торговля или переселение, происходит взаимопроникновение технологических инноваций и культурных обычаев. Этот процесс называется культурной диффузией. Данный процесс в разрезе археологии используется для определения культурных взаимосвязей древних народов и их вероятной миграции, исходя из сходства найденных артефактов (включая язык и письменность) исследуемой культуры с другими культурами-современниками.
Примером культурной диффузии могут служить завоевания Александра Македонского.
«Овладев культурными областями Греции, македоняне затем распространили греческую культуру по всему Ближнему Востоку, но, с другой стороны, в процессе социального синтеза завоеватели перенимали традиции покоренных народов, и это проявилось прежде всего в подражании Александра персидским царям» (Нефедов, 2008).
Однако существует большая проблема в процессе обнаружения культурного взаимопроникновения: чем дальше во времени от нас культурный слой, тем больше приходится полагаться на воображение и логические построения. Воображение в лучшем случае является эмпирическим, то есть основанным на опыте, искусствоведы называют такой опыт «насмотренность», в худшем – на желании «дописать картину» собственного представления об исследуемых событиях. История о слонах тому пример.
Еще один «слон», которого упорно ассоциируют с индуистским богом Ганеша (Misra, 2016):
Если приглядеться внимательно, это не хобот, а птичий клюв.
Поэтому в этой главе и далее мы будем полагаться на такие сходства очень осторожно.
Тем не менее, у того же Бидху Дев Мизра есть любопытные аналогии поз мексиканских статуэток с асанами йоги (Misra, 2016). Далеко не все приведенные примеры можно трактовать как сходство, но есть весьма показательные.
Профессор антропологии Элис Кихо в своей книге «Traveling Prehistoric Seas» приводит более исследованные с научной точки зрения факты контактов культур Австролазии и Мезоамерики.
Например, технология производства бумаги из коры тутового дерева, распространенная в один исторический период в Китае, Индонезии и Мексике (Теотиуакан). Анализ этнографических и исторических описаний ремесла изготовления ткани и бумаги из коры обнаруживает наибольшее количество сходств между Индонезией и Мезоамерикой (91 из 121). Среди них – способ сбора внутренней коры (мочалки), алканизация пропитанного, вареного мочала древесной золой, декорирование готовой бумаги черной смолой (каучук в Мезоамерике), использование бумаги для письма и в ритуалах (элементы одеяния священников, флаги для шествий).
«Размещая свои анализы в таблицах, картах распределения и диаграммах состояния (разветвляющиеся древовидные диаграммы отношений), он защищает свой вывод о том, что процесс производства коровой ткани и бумаги из внутренней коры тутовых деревьев был перенесен из Индонезии в Мезоамерику в первом тысячелетии до нашей эры» (Kehoe, 2016).
Также нельзя не заметить сходство в архитектуре пирамидальных конструкций Юго-Восточной Азии и Мезоамерики. Речь не идет о пирамидах как таковых – они присутствуют на всех континентах и чаще всего имеют только одно сходство – геометрическую форму. Тем не менее, в Юго-Восточной Азии и в Мексике есть пирамиды, обладающие более чем одним единственным сходством и при этом имеющие сходную дату постройки. Речь идет о пирамиде, расположенной в Камбодже в области Превихеа – Ко-Кер (Koh Ker).
В качестве отступления стоит сказать, что эта пирамида археологами все-таки вынесена за рамки общего стиля комплекса Ангкор. В музее антропологии Сием-Риеп все, что связано с находками возле этой пирамиды, носит название «стиль Ко-Кер». Поэтому связывать весь комплекс Ангкор с тихоокеанскими торговыми путями будет опрометчивым суждением. Тем не менее, сравним пирамиду Ко-Кер с… да с любой практически пирамидой в Мексике, за исключением разве что «пирамиды фокусника» в Ушмаль, которая не имеет в современном ее виде явной ступенчатой структуры. Повторюсь, помимо факта пирамидальной геометрической формы строения мы видим следующие совпадения:
- Ярусная (ступенчатая) структура пирамиды
- Фронтальный лестничный пролет, ведущий на вершину пирамиды, один, два или четыре на каждой грани.
- На вершине строения находится (или находился) храм/алтарь.
Да, можно додуматься до геометрической формы строения в виде пирамиды, можно сориентировать углы этого строения согласно сложившимся представлениям об астрономии, можно для уменьшения трудозатрат архитекторов и строителей, сделать строение ступенчатым. Но расположение на вершине храма/алтаря и лестничный пролет, ведущий на вершину – эти сходства уже можно признать за признак культурной диффузии. Однако, какая культура оказала влияние, а какая переняла этот архитектурный стиль, на текущий момент сказать невозможно из-за неточных датировок строительства пирамиды в Ко-Кер.
В следующей главе мы еще вернемся к вопросам культурной диффузии, но уже непосредственно на примере ольмекской цивилизации. (Е. Манжосова)
Продолжение следует...
#мезоамерика #азия #история #загадкиистории #мексика #пирамиды #древниецивилизации #тихийокеан #культура #америка #культурнаядиффузия