Мария Монтессори
Мы имеем дело с тремя основными ментальными факторами, из которых первый - это жизненный элемент, часть самой жизни. Он обладает способностью сохранять часть всего пережитого индивидом, и это не характерно для людей, но одинаково для всех живых существ. Чтобы получить что-то от жизни, мы должны сохранить память, которая нам поможет. Но вскоре мы осознаем недостатки сознательной памяти, насколько размыты и неопределенны ее впечатления. Современная психология, однако, утверждает, что бессознательный - или подсознательный - ум помнит все, поэтому память теперь приобретает аспект огромной тайны, требующей тщательного изучения для ее прояснения.
Эта подсознательная память обладает удивительной подвижностью, и все записывается там, хотя мы сознательно этого не осознаем. Весь опыт, через который индивид проходит в жизни, сохраняется в подсознательной памяти, а не только та бесконечно малая часть, которая проникает в сознание.
Для простого эксперимента в психологии человека можно попросить кого-то запомнить список отдельных слогов и повторить то же самое по памяти через несколько дней после прекращения выполнения упражнения. Теперь он сможет запомнить их снова за гораздо более короткое время, потому что они были сохранены в подсознании. Это не накопление воспоминаний, которое остается в подсознании, а способность вызывать переживания в сферу сознательной памяти, откуда они выпали. Образованный человек может не помнить многого из того, чему его учили в школе, но у него есть интеллект, способность быстро схватывать те предметы, которые были сохранены подсознательной памятью. Таким образом, не переживания сами по себе, а следы от них, оставленные в памяти, делают разум могущественным; такие следы известны как инграммы.
Подсознание полно этих инграмм, благодаря которым интеллект растет гораздо больше, чем благодаря сознательной памяти. Из нашего использования этого факта следует, что в наших школах интеллектуальные способности ребенка значительно возрастают, тогда как в обычных школах единственной целью является сохранение знаний в сознательной памяти, и ребенку не предоставляется никакой возможности путем непрерывного и разнообразного опыта увеличить свои инграммы.
Другим жизненно важным фактором ума является стремление довести действие до реализации, и это часть того, что было названо "elan vitale". Философ Бергсон дал это название витальному побуждению, которое побуждает каждое живое существо к получению опыта, к хранению инграмм. Эта сила побуждает детей в нашей школе работать спонтанно, настойчиво повторяя один и тот же опыт, пока они не будут полностью удовлетворены. Это иногда называют "волей к жизни" и в связи с человеческим существом относят к сознательным, психическим факторам, в то время как у других живых существ оно относится к биологическим и подсознательным. Воистину, жизненная сила присутствует в каждом аспекте жизни, и когда она проникает в сознательную часть разума, то становится добровольным фактором, таким как воля.
Другим важным фактором в этом лабиринте подсознания является то, что раньше называлось ассоциацией идей, или принципом последовательного формирование мыслей. В основном на этом основаны все методы обучения; вокруг какой-то первоначальной идеи
может быть собрано больше идей, созвучных этой идее или диаметрально противоположных ей. Современные психологи теперь считают это второстепенным и верным лишь на первый взгляд. Они придают значение не столько идеям, сколько инграммам, которые ассоциируются в подсознании всякий раз, когда ум начинает интересоваться чем-то. Эта ассоциация инграмм является спонтанной и гораздо более активной, мощной и продолжительной, чем любая индуцированная цепочка связанных идей. Хорошо известно, что студент-математик может часами безуспешно размышлять над какой-нибудь задачей, пока не решит "поспать над ней", а проснувшись, легко найдет решение. Не потому ли, что он отдохнул и поэтому может лучше понимать и соображать? Нет, потому что сразу же после пробуждения он осознает, что проблема уже решена в его сознании, как если бы само решение заставило его проснуться и зафиксировать это. Это могло произойти только потому, что инграммы не спали, а совместно проделали работу и внедрили ее в сознание.
Таким образом, можно сказать, что каждое человеческое существо выполняет свою самую интеллектуальную работу в подсознании, где
психические комплексы являются конструкцией инграмм. Они делают гораздо больше, чем просто создают ассоциацию идей, поскольку они самоорганизуются для выполнения работы, которую мы не в состоянии выполнять сознательно. Психические комплексы помогают писателю создавать прекрасные идеи, новые для его сознания и смутно приписываемые вдохновению. Работа этих комплексов имеет огромное значение в образовании.
Часто можно увидеть, как дети гуляют одни, в то время как другие работают, потому что сразу после изучения чего-либо они чувствуют потребность в тишине; по возвращении в класс они проявят новые способности, точно так же, как ребенок, возвращающийся в школу после каникул, обнаруживает, что способен понять то, что раньше было неясным. В свете этих фактов, какой бесполезной и даже вредной кажется зубрежка перед экзаменами.
Ребенок должен любить все, чему он учится, поскольку его умственный и эмоциональный рост взаимосвязаны. Все, что ему преподносят, должно быть сделано красиво и ясно, чтобы поразить его воображение. Как только эта любовь разгорится, все проблемы, стоящие перед педагогом, исчезнут.
(Перепечатано из книги Марии Монтессори "Воспитание человеческого потенциала").
Текст предоставлен http://montessori-namta.org (перевод с английского В. Носенко для MSM)
Наш телеграм-канал: https://t.me/mosmontessori