Трилогия Юлии Кузнецовой «Первая работа» о том, как правильно взрослеть
«Первая работа» - три продолжающих одна другую повести для подростков, а, по сути, роман о 15-летней девочке, вступающей в возраст ответственности.
Маше, живущей в не слишком хорошо обеспеченной семье, не хватающей звезд с неба в учебе, за исключением литературы и иностранных языков, неожиданно предоставляется возможность поехать на летние курсы в Испанию. У родителей, однако, недостает денег – все накопленные необходимо потратить на пластиковые окна. Выход, однако, существует: Маша может заработать уроками испанского, которому богатая дама желает научить свою дочку детсадовского возраста. Ни в какой садик Данка, конечно, не ходит – о ней неотлучно заботится няня, она же уборщица, кормилица, воспитательница и в полном смысле домоправительница. А дом – элитный, в подъезде дежурят два охранника, лестничная клетка мало в чем уступает парадному холлу Эрмитажа…
Впрочем, это все ладно бы, но сами работодатели – ой-ёй, не говоря уже об ученице. Такой маленькой вредины, такой характерной особы не то что Маша – мы с вами не встречали. А 15-летняя героиня – ну, помилуйте, какой из нее учитель, когда у самой в школе сплошные проблемы!..
И вот, вся эта книжка, в сущности, рассказывает не столько даже о том, как Маша учит, сколько о том, как она сама учится учить, находить подходы
к Данке, которую больше всего поначалу ей хочется отшлепать. Однако, способности и память у малышки идеальные, а смирение и настойчивость юной учительницы, отсылающие нас, читателей, к героиням старой английской литературы, в частности к «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте, приносят свои плоды: Данка полюбила свою юную учительницу.
Да, Маша как бы не было ей трудно, побеждает – и сопротивление материала, и обстоятельства, и, главное, саму себя. А Юлия Кузнецова дарит нам героиню нашего времени – образ и новый, и вечный, еще одно достойное звено в цепи «романов воспитания».
В муках заработав деньги на поездку в Испанию, девушка едет в Барселону учиться разговорному языку. Сюжет второй книги трилогии, получившейся не слабее стартовой книжки, незатейлив – накладывающиеся друг на друга противостояния героини: спутнице, сыну хозяйки дома, где Маше предстоит жить три недели, обстоятельствам, а главное – самой себе, не умеющей легко раскрепощаться и ответственной порой сверх необходимости.
Но, друзья, ведь по большому-то счету – ответственность это скорее достоинство!..
К числу достоинств второй книги цикла, несомненно, относится ее поэтичность, просыпающаяся в героине и от встреч с хорошими людьми,
и от успехов в овладении испанским языком, и от «двух синих глаз Барселоны – неба и моря», и от возможности хотя бы несколько часов прожить так, как девочке хочется – есть холодный суп под платаном, слушая голос нового ее друга - города и размышляя о красоте бытия.
Маше удается почти все – выручить из беды загулявшую спутницу, найти друзей среди учащихся и учителей, узнать некоторые тайны преподавательской работы, покорить, не стараясь специально, нескольких парней и приобрести друзей, нуждающихся в ее советах и помощи, а главное – увидеть новый прекрасный мир и понять, что она в нем может жить, любить и работать не хуже, чем в мире привычном, а может быть, и лучше.
В целом продолжение, действительно, достойное, однако, в сравнении
с реалистической первой книгой, слегка отдает фантастикой, точнее, выдает желаемое за действительное. Слишком уж свободна подростковая жизнь там, где нас нет. И слишком уж легко и красиво все получается у героини – прямо как в сказке. Хотя Барселона – конечно, настоящая сказка, в сравнении с тем, что Маша видела до сих пор. Но даже и волшебной сказке содержанием является не волшебство, а преодоление.
Третья часть трилогии возвращает героиню домой, к серьезным школьным и семейным проблемам, нелегкому труду, редким радостям и частым огорчениям. Сложности растут как снежный ком: травма юной ученицы, ухудшение ее памяти и концентрации внимания, ревнивая неприязнь ее няни и холодный расчет деловой матери; ненужные Маше, да просто несвоевременные – как-никак на носу ЕГЭ! – жениховства и метания друзей, рождение братишки, и вследствие этого неадекватное поведение отца, тетки и даже мамы, чувство заброшенности, несбыточные мечты о возвращении в Барселону…
Впрочем, мы уже знаем, что Маша умеет любить и жертвовать многим во имя любви. Любовью она и победит. Может быть, лишь чуть легче, чем героини классической литературы. Но ведь адресат кузнецовской трилогии – подросток, скорее всего, девочка-подросток. Писательница понимает необходимость дать своему читателю надежду.
А если бы она писала не для детей, для юношества и взрослого читателя? Я порой ловил себя на мысли, что в «Первой работе» рамки подростковой литературы Юлии Кузнецовой тесноваты, что она серьезная, умелая и глубокая романистка. Может быть, когда-нибудь она даст себе волю и напишет большую «взрослую» книгу?
А будет ли продолжение у «Первой работы»? Трудно сказать, хотя некоторые моменты, незавершенные линии и открытый, в общем, финал позволяют это предположить, но открытый финал и в целом присущ русскому роману, да, пожалуй, и более интересен, поскольку оставляет читателю пространство для размышлений. Так что, хочется верить - серьезный писатель не станет превращать очень удачный роман о взрослении в телесериал.
А роман и правда хорош. Я бы без колебаний поставил его на одну полку с классическими книгами взросления Луизы Олкотт, Люси Монтгомери, Анники Тор.
Иллюстративный материал из общедоступных сетевых ресурсов,
не содержащих указаний на ограничение для их заимствования.