Недавно побывала в Ярославле и решила посетить "Мультимедийный музей нового взгляда на историю", где соединены воедино все топовые технологии и, казалось бы, это ли не радость? Но не все так просто.
Музей был открыт в 2019 году и расположен в историческом центре Ярославля - усадьбе князя Куракина, построенной в I половине XIX века. Все три этажа посвящены всемирной истории человечества, которая умещается там довольно компактно, так как, по теории А.Т Фоменко, Г.В. Носовского и Т.Н.Фоменко, началась она относительно недавно.
Мультимедийный музей нового взгляда на историю - это уникальный культурный проект, аналогов которому нет ни в России, ни за ее пределами. Основным и единственным экспонатом музея является не предмет материальной культуры, а научная теория. Музей участвует в Ассоциации частных музеев (Информация о музее с официального сайта)
Такое описание, безусловно, привлекло мое внимание. Билет стоит, достаточно дорого - 790 р. (в стоимость входит специальное оборудование для взаимодействия с экспозицией: аудиогид, деревянная "лупа").
На входе вас сразу встречают большие интерактивные экраны, каждый из которых посвящен авторам методологии и создателям музея.
Удивительно, что среди основателей новой хронологии нет ни одного историка, а к формированию экспозиций не привлекались консультанты-историки...
Более того новая хронология не принята научным сообществом. Впрочем, этого не скрывают от посетителей и об этом вам расскажет голограмма гида.
Взаимодействие с интерактивными элементами музея осуществляется при помощи стационарных "столбиков", которые позволяют запустить контент на нужном языке (доступен русский и английский).
А, вот, и деревянная "лупа", которая позволяет выбрать зал и запустить аудиогида или активировать технологию дополненной реальности.
В музее представлено 50 экспозиций – они расположены в 14-ти залах, посвященных отдельным темам. Тематику залов можно посмотреть здесь.
Залы оформлены по всем требованиям времени, но беспокойство вызывает содержание этих технических инструментов. Обратите внимание на то, как выглядит зал, посвященный Древнему Египту.
Иероглифы на интерактивном столе выполнены не по древнеегипетской технологии - они выпуклые (так изображали только фараонов или божеств, но не сами символы). Для сравнения прикрепляю фото "Анналов" фараона Тутмоса III на стене храма в Карнаке.
Стоит отметить, что интерактивный экран также не выполняет своей функции: текст и изображения не масштабируется, а информация диссонирует с оформлением зала.
Часть элементов оформления не содержит текстового сопровождения и этикеток. В карусели поместила пример аутентичного погребального камня.
Настенная интерактивная панель содержит описание методологии. Основная функция - смена языка аудиогида.
В этом же зале находится проектор с звуковыми эффектами.
Почему пирамиды строили из бетона из текстового сопровождения не понятно, но научно доказано, что ключевым строительным материалом древних египтян был камень, а пирамиды возводили из блоков крупнозернистых известняков светло-жёлтого или серого цвета. Бетон же был изобретен в XVIII столетии (научные исследования показали, что даже древнеримский оpus caementum, который долгие годы считался праотцом бетона, по составу очень от него отличается).
В музее можно встретить и популярную сейчас интерактивную ленту времени.
И дополнительный аудиогид (не очень удобно использовать с уже имеющимся наушником).
В одном из залов (они отмечены специальным значком на экране "лупы") мне удалось применить технологию дополненной реальности. К сожалению, появившаяся модель статична и не несла дополнительной информации.
Каждый зал оборудован интерактивными панелями, экранами, проекциями и дополнительными аудиогидами.
Отдельно хотелось бы сказать об уже традиционных элементах исторических музеев - реконструкциях костюмов и артефактов. Они полностью лишены исторической обоснованности.
Один из экспонатов вызывает очень большое недоумение - это реконструкция под названием "князь Ярослав-Георгий", он же Георгий Победоносец, бог войны Марс-Арес, египетский бог Гор и (частично) князь Ярослав Мудрый.... Такое описание находится на этикетке рядом с манекеном. Вы что-то поняли? Мы - нет.
Дело в том, что все перечисленные личности жили в разные исторические эпохи, а боги Гор и Марс-Арес не являются людьми. Однако авторы новой хронологии утверждают, что произошедшие исторические сдвиги привели к тому, что одна и та же личность могла жить в разное историческое время (ссылаются на свой метод анализа биографий). С позиции современной науки подобное невозможно и существует большое количество научных статей с обоснованием несостоятельности новой хронологии.
Помимо этого в музее есть несколько современных кинозалов, а также панели с голограммами и 3D-реконструкциями (отсылки к историческим источникам нет).
Последний зал содержит единственный в этом музее настоящий артефакт - рукописную версию новой хронологии, предоставленную авторами.
Подводя итог, хочется сказать, что техническая составляющая музея отвечает всем современным трендам и способна увлечь посетителя. Однако, информация, которая транслируется людям, не имеет ничего общего с исторической наукой и непрофессиональному историку стоит относиться к подобным пространствам критически.
Хочется сказать, что изобилие технологий в рамках как одного зала, так и в целом в рамках всего музея снизило мой интерес к концу экспозиции.
Специалисты в области организации современного музейного пространства выделяют ряд типичных ошибок, которые снижают эффективность применения современных технологий:
- приобретение музеем разрозненного оборудования без удобной системы управления;
- недостаточное внимание разработке контента, т.е. наполнения интерактивных устройств;
- визуальная дисгармония с экспозицией, несвязность интерактивных мультимедийных инсталляций с общим художественным замыслом экспозиции.
К сожалению, "Мультимедийный музей нового взгляда на историю" не стал исключением. Более того, не оправдано в названии данного пространства и слово "музей", т.к. там не занимаются сбором, изучением, хранением и экспонированием памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.
Однако, в мире существует большое количество музеев, которые сочетают в себе и технологии, и руки мастера :)
Ссылка на предыдущую статью о том "Как современные технологии меняют исторические музеи?"