Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Ты же мальчик

«Ты же мальчик»...

«Ты почему плачешь? Ты же мальчик! Мальчики не плачут. Или ты хочешь стать девочкой?!» Мальчик испуган.

«Подумаешь. Ударился он. Не обманывай, не больно. И не реви!» Мальчику обидно, его боль не принимают.

«Распустил тут нюни, кто же из тебя вырастет? Терпи, ты же будущий мужчина. Или и будешь всю жизнь за мамину юбку держаться?» Мальчик в недоумении.

«Всем тепло, одному ему холодно, терпи» Должно быть как всем.

«Дай сдачи, ты же мальчик» Его не защитят, он это понял.

Итак, что мы слышим?

  1. Запрет на те ощущения, которые испытывает малыш, следовательно, ЭТО испытывать нельзя.
  2. Разрешение на обман, иначе ты не будешь принят, а если чувствуешь что-то, то надо молчать.
  3. Ты не будешь мальчиком, а кем он должен стать, ему показывают другие пути?
  4. Ты должен быть агрессивным и уметь драться, причём именно этот навык, как будто бы заложен в базовые настройки, а не навык уметь договариваться.

Идёт консультация, и молодой человек говорит о смерти близкого ему человека, говорит легко, спокойно, можно подумать, что это уже пережито и все уже отболело, если не смотреть на него. А если смотреть, то видишь как сжались желваки и почти скрепят зубы, как затвердела нижняя челюсть, при этом он улыбается и уже совершенно не чувствует, как с ним разговаривает его тело.

А как можно что-то испытывать, и при этом видеть пример избегания чувств, видеть, что самые близкие с болью/грустью/злостью так и не расстались, кто ушёл в соматику (болезнь), кто ушёл в алкоголизацию, а кто в работу, с головой.

И что делать малышу или подростку, если очень обидно, больно или страшно, где пример того, КАК пережить эту жгучую эмоцию, которую он чувствует.

А пример есть, только негативный. Если эмоцию не показать, т.е. не назвать по имени, то важно ее спрятать.

  1. И он прячет ее от себя. Т.е.не смог простроить отношения с телом и теперь никак не понимает, почему разваливаются все отношения с людьми, близкими, любимыми, они почему-то не понимают, чего он хочет, и никак объяснить им не удаётся. Он же не ощущает, как он переносит свою боль на других или не понимает (читай - не чувствует), как иногда ранят его слова или поступки самых близких ему людей.
  2. Он прячет эмоциюот понимания того, что она вообще существует. А чтобы ее спрятать, нужно ее выключить, т.е. перестать чувствовать, переложив ее на тело, и она начинает жить самостоятельно. И получает инфаркт или инсульт лет так в 35-40, от перенапряжения, или язву, или скачки давления, или нейродермиты, или... Хуже даже не это, сегодня ведь медицина на высоте и в ней работают замечательные и профессиональные люди, вспомним ковид, они показали, что помощь оказывали и будут оказывать. Хуже другое, что этому мальчику показали, КАК справляться с эмоциями, которые хочешь спрятать.
  3. Он прячет ее от проработки даже автоматически. Слезы - единственный доступный инструмент, с помощью которого малышможет заявить, что с ним что-то не так или что он что-то хочет и это ему очень нужно. И самое неприятное, что может вынести мальчик из посыла «плакать нельзя, ты же...», нельзя хотеть. Ему же не объяснили, что с ним происходит и как с этим справиться, его иносказательно заставили справляться с тем, что страшно/больно/грустно самому.

Я рассказала, ПОЧЕМУ надо идти к психологам и заниматься собственным эмоциональным интеллектом, а еще надо понять ЗАЧЕМ важно спрятать чувства, и почему не многие мужчины идут с ними разбираться.

Почему эмоции собственных детей вызывают такую бурю чувств, от тревоги (папы) до паники (мамы), потому что сами взрослые не обучены распознавать свои отложенные чувства из собственного детства. Это только сказать легко, а чувствовать - это понимать то, что испытываешь и называть эмоцию по имени. Не каждый этому обучен, да и не каждый рискнет пойти обучаться, страшно ведь начать чувствовать, ты же можешь выйти на жгучую обиду, ноющую боль, невыносимую ярость, черную печаль и т.п. Проще пойти по накатанной, запретить, заклеймить и забыть. И уже вбито в голову намертво, особенно папам, что чувствовать нельзя, и они эту мысль передают и дальше, своим сыновьям.

А еще достаточно часто родители мальчишек переживают, что сын вырастет маменькиным сыночком, чересчур нежным и плаксивым, если давать ему ласку, внимание и время.

Нет, именно тем, что вы не показываете, как справляться с эмоциями, как стоять за себя, как оказывать и принимать поддержку, вы лишаете ребенка устойчивости и смелости, как базовых опор его личности. Потому что, разбираясь в собственных эмоциях, он сможет сказать нет, если ему что-то не нравится, он сможет обратиться за помощью, потому что знает, что так можно, он будет защищать себя, потому что видел, что его защищали.

И сейчас сами решайте, нужно ли мальчику плакать.

Пегина Ольга Анатольевна,

СПб,

Клинический психолог динамической модальности, семейный психотерапевт, психотравматолог, аккредитованный супервизор по символдраме.

Запись на консультацию по тел: 8-981-197-97-30.

Копирование возможно только с указанием автора и ссылки на данный сайт.

Автор: Пегина Ольга Анатольевна
Психолог, Клинический психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru