В Московской области есть Звенигород, а в Звенигороде есть Городок: дрееееевнее укрепление славян. Доказательство- земляные валы, вотъ.
А в Городке есть церковь Успения Богородицы.
История церкви неинтересна, как и описание её закомаров и кокошников: мол, это всё подражание Суздальскому домонгольскому зодчеству. Правда, там одни поздние переделки, а так всё норм.
Храм поражает своим малым объемом. В день, когда я там была, в церкви находилось человек 7, и мы буквально терлись друг о друга. Т. Е. Для многочисленной паствы, усердно бьющей об пол поклоны, места там нет и не было.
Именно по этой причине аккурат через дорогу был построен тёплый, в отличие от Успенской церкви, храм. Он уже более вместителен, гимнастику для разминки позвоночника можно делать с превеликим комфортом.
Тем не менее, Успенский храм знаменит, а знаменит он своими фресками и иконами, и не просто какого-то неизвестного автора, а самого Андрея Рублёва👌.
История обретения экспонатов для Третьяковки заслуживает того, чтобы её тут рассказать.
Был такой художник, товарищ Грабарь по имени Игорь, по отчеству Эммануилович. Советские дети помнят его по картине "Февральская лазурь" И сочинению к ней.
Грабарь не только мазал красками холсты на радость пятиклассникам, но являлся начальником Всероссийской комиссии по сохранению и раскрытию древнерусской живописи.
В 1918 году от отправил экспедицию в Успенский храм искать древнерусские фрески и не прогадал: фрески чудесным образом нашлись. Т. Е. Экспедиция, соскоблив со стенок храма вековые наслоения, нашла фрески 15 века, и именно в месте, предсказанным Игорем свет Эммануиловичем.
Удивительная реставрационная чуйка!
Было высказано предположение, что фрески кистей Андрея Рублёва.
Но Грабарю, как истинному учёному, нужны были веские доказательства, а именно объекты станковой живописи.
Он сказал:
-Ищите, да обрящете! Где-то тут валяются иконы Звенигородского чина, чую кончиками своих беличьих кистей на 20, 10 и 5! "
-Но в храме нет икон!
-В сарае смотрели? 👀
Комиссия, как заправский орган сыскного дела, посмотрела в дровах за храмом, и, о, чудо! Там обнаружились 3 иконы Звенигородского чина! Потрясающая реставрационнная интуиция Грабаря опять не подкачала! 👏
Сын Эммануила сказал, что это Рублёв, спорить с ним никто не стал,- себе дороже, а иконы быстренько поместили в Третьяковку.
Правда, потом искусствоведы стали докапываться до истины, потому как дровяная находка трещала по всём научным швам.
Выяснилось, что документов чудесное обретение икон в сарае нет.
Что иконы не могли находится в Успенском храме, потому как не совпадали по параметрам: грубо говоря, не влезали ни на алтарь, ни на пилоны.
Дальше начинается вереница научных предположений, откуда взялись иконы: решили, что где-то рядом стояла деревянная большая церковь, но сгорела, а иконы сохранились🤷♀️. Или их с Москвы привезли, чтоб положить в сарае на 300 лет до лучших времён.
Вобщем, как пишут сами исследователи,
Не будет преувеличением сказать, что проблема «Звенигородского чина» окончательно зашла в тупик, выхода из которого не видно.
Т. Е. Иконы есть, а храма для них нет: с размерчиком подделок промахнулись.
Тем не менее, иконы Звенигородского чина почти 100 лет находились в Третьяковке , атрибутированные за авторством Андрея Рублёва.
Стоят ли они там до сих пор- не знаю. В 2017 году должна была проходить комиссия по атрибуции,но смена шила на мыло в тексте пояснительной табличке вряд ли будет являться истиной.
#храм #храмуспения #нагородке #городок #звенигород #иконы #андрейрублев #фрески #грабарь #картины #третьяковка #древнерусскаяживопись