Найти в Дзене
БИТ

Крейсер "Память Меркурия". У берегов Констанции. 1916 год

Ниже мы публикуем воспоминания контр-адмирала Александра Оттовича Гадд, впервые опубликованные в конце 20-х годов прошлого века в Сан-Франциско, о рейде крейсера 1-го ранга «Память Меркурия» в октябре 1916 года.

Когда Констанция перешла в руки немцев 6-го октября 1916 года командующий Восточным фронтом германской армии фельдмаршал Макензен предложил адмиралу Сушену, командующему германо-турецким флотом укрепить ее с моря, дабы защитить ее от нападения Черноморского флота и уничтожения расположенных там громадных запасов, столь необходимых, германской армии. В особенности, запасов бензина, которые только и могли обеспечить деятельность их воздушных сил.

Вскоре и оказалось, что повышенная деятельность воздушных германских сил стала серьезно беспокоить русскую армию Восточного фронта. Поэтому Ставка категорически указала Командующему Черноморским флотом на необходимость уничтожения запасов бензина в Констанции.

Это дело было поручено вице-адмиралу Саблину, начальнику Минной дивизии, который и вышел в море 16 октября с эскадренными миноносцами «Счастливый», «Пронзительный» и «Дерзкий», но благодаря неблагоприятным условиям порученное выполнить ему не удалось, и он в тот же день вернулся в Севастополь.

Та же задача была 17-го октября была поручена начальнику бригады крейсеров контр-адмиралу Порембскому. Подняв свой флаг на крейсере «Память Меркурия» с эскадренными миноносцами «Счастливый», «Поспешный» и «Дерзкий» он вышел в тот же день в поход. Ввиду неблагоприятной погоды, он по радио попросил отставить поход, но получил от Командующего флотом категорический приказ исполнить поручение. Подойдя к Констанции, по приказу адмирала, крейсер вступил в перестрелку с батареей и, будучи атакован подводной лодкой, вышел из огня и весь отряд вернулся в Севастополь.

Крейсер 1 ранга "Память Меркурия". Фото 1916 года. Отредактировано в 2023 году
Крейсер 1 ранга "Память Меркурия". Фото 1916 года. Отредактировано в 2023 году

Поход был секретный, так что мне, командиру крейсера, не была известна цель похода, о чем я узнал, когда мне было указано, что в представленном мною отчете о походе я его назвал ошибочно «демонстративным обстрелом батарей Констанции».

Александр Оттович Гадд (12(24) февраля 1875 - 26 декабря 1960). В 1916 году командовал крейсером "Память Меркурия".
Александр Оттович Гадд (12(24) февраля 1875 - 26 декабря 1960). В 1916 году командовал крейсером "Память Меркурия".

Узнав таким образом о серьезности боевого задания только что описанного похода, я, в частном разговоре с Командующим флотом вице-адмиралом Колчаком (с которым еще с корпусных времен был в дружеских отношениях), попросил поручить уничтожение складов в Констанции крейсеру «Память Меркурия», командиром которого я тогда состоял. Прямого ответа я тогда не получил, но в тот же день был вызван в штаб, где начальник штаба контр-адмирал Каськов меня встретил со словами: «Командующий флотом приказал спросить: беретесь ли вы уничтожить цистерны в Констанции», на что я ответил «Берусь». Он немедленно пошел с докладом к Командующему флотом и, вернувшись, сказал: «Командующий флотом благословляет вас на успешное выполнение задачи. В Оперативной части (от капитана I ранга Смирнова) вы получите все необходимые указания». Начальник Оперативной части, капитан 1 ранга Смирнов, обсудив со всеми подробностями все обстоятельства этого похода, дал мне все необходимый сведения, между прочим и о находящихся в Констанции двух линиях минного заграждения (см. прилагаемый чертеж) одновременно он высказал мнение, что вероятно лучше всего входить на диспозицию боя северным проходом, для траления которого мне даются два небольших миноносца «Живой» и «Жаркий», а для охраны от подводных лодок эскадренный миноносец «Поспешный».

Карта боевого рейда крейсера "Память Меркурия". Из воспоминания контр-адмирала А.О. Гадд.
Карта боевого рейда крейсера "Память Меркурия". Из воспоминания контр-адмирала А.О. Гадд.

Дав мне необходимый указания и план действий он, как истинный вдохновитель операции и всех боевых действий, прибавил: «Ваша главная задача: уничтожить цистерны с запасом бензина. Поэтому вам дается полная свобода действий. После уничтожения цистерн надлежит сделать демонстративный обстрел Мангалии».

Предвидя возможность атаки аэропланов, ночью на крейсер были установлены две зенитные пушки. Таким образом отряд под моим начальством вышел в поход на следующий день в 15 ч. 30 мин.

Подойдя вечером к Сулину и определившись, мы пошли с расчетом, чтобы с рассветом миноносцы начали тралить проход, а «Память Меркурия», в случае надобности прикрыл их огнем, и потом должен был сам зайти за минные заграждения для выполнения задачи. У Мидии миноносец «Живой» приткнулся в темноте к берегу и был снят «Жарким». Радио «Жаркого» открыло операцию. Чтобы противник не открыл присутствия крейсера, я на радио не ответил, а, подойдя, световыми сигналами дал рандеву к 11 часам следующего дня, сам же с «Поспешным» продолжал операцию.

Подойдя к рассвету в 6 ч. 30 мин. к Констанции, ввиду мглы у берега, дабы не терять времени, решил идти с востока, имея «Поспешный» впереди и рассчитывая, что в случае, если при прорыве линии мин, он взорвется, то этим он откроет мне дорогу, Этот курс давал мне преимущество, так как, идя полным ходом нормально к берегу, я сильно затруднял пристрелку береговых батарей. Кроме того, можно было ожидать что северный и южный проходы охранялись подводными лодками т. к., по имеющимся сведениям, ими пользовались постоянно пароходы.

Прорвав счастливо внешнюю линию мин заграждения, я продолжал идти полным ходом, пристреливаясь к батарее, которая также открыла огонь, а, подойдя на 82 кабельтова «Меркурий» развернулся, взял курс вдоль берега на юг, и открыл залповую стрельбу правым бортом по северной батарее, которая, видимо, сильно пострадала, ибо её огонь быстро ослабел, но к этому времени открыла огонь батарея в городе, а также южная батарея у цистерны, которая вела хорошую систематичную пристрелку.

Идя полным ходом между внешней и внутренней линиями минного заграждения, приходилось внимательно следить за ходом пристрелки, особенно южной батареи и по временам описывать координату влево, чем нарушалась её пристрелка и она начинала ее снова на недолетах. Батареи были 6-дюймового калибра. Одновременно велась пристрелка по бензиновым бакам. Крейсер был атакован двумя самолетами, шедшими на высоте 600 метров. По ним был открыт зенитный огонь, в результате которого один самолет ушел, а второй поднялся на высоту 3000 метров и сбросил 9 бомб, причем было два накрытия.

В 6 ч. 46 м. взорвались один за другим все баки. В 6 ч. 50 м. крейсер повернул обратно на норд и перенес огонь на верхние баки за молом. Одновременно была сбита береговая 6 дюймовая батарея. В 6 ч. 55 м. взорвались баки за молом. В 7 ч. 12 м. крейсер был атакован подводной лодкой и удачно уклонился от мины, которая прошла по борту. В 7 ч. 30 м. выйдя благополучно из зоны минного заграждения крейсер вновь был атакован самолетом, причем одна бомба упала так близко у борта, что командный мостик был осыпан осколками и начинкой бомбы в виде мелких металлических треугольников. Завершив операцию у Констанции, крейсер с эскадренным миноносцем «Поспешный» пошел к Мангалии, где, произведя демонстративный обстрел и соединившись в назначенном месте рандеву с миноносцами «Живой» и «Жаркий» вернулся в Севастополь. Как только крейсер стал на якорь, прибыл начальник штаба и от имени Командующего флотом поздравил личный состав с успешным боевым походом. Через 3 четверти часа прибыл сам Командующий флотом вице-адмирал Колчак и поздравил с «блестящим выполнением боевой задачи», приказав представить отличившихся к высшим боевым наградам.

Редактировал БИТ.