После похорон отца Лиза с мамой снова сблизились, как будто и не было между ними той глупой ссоры. Наина Алексеевна даже поддержала дочь в том, что она ушла от мужа.
- Ну да, такие времена были, - вздыхала она. - Сложно было отличить, где бизнесмен, а где бандюган. Ничего с него не требуй! Пусть вообще не знает, где ты.
Лиза и так не хотела, чтобы бывший муж появлялся - она до ужаса боялась его. Неоднократно ей снились кошмары, как к ней врываются "братки", хватают ее и маленькую Машеньку, а потом... даже думать страшно и мepзкo! Но через некоторое время Лиза поняла, что бывший муж ее искать не будет, и успокоилась.
Вскоре она смогла выйти на работу - мать помогла ей устроиться туда, где сама работала. Фирма занималась охраной и сигнализацией, и Лиза с Наиной Алексеевной дежурили по очереди, что на работе, что дома с Машей. Сейчас они втроем жили в родительской квартире, чтобы не тратить деньги на съем.
- Ну вот, жизнь-то налаживается! - радостно произнесла Наина Алексеевна. - Вишь, премию тебе дали.
В тот вечер они позволили себе расслабиться - купили вермут, небольшой тортик, дорогие фрукты.
- Ох, мама, я даже не верю! - улыбалась Лиза. - Неужели на этот раз все будет хорошо?
- Будет, это точно, - решительно заявила мать. - А еще мужика тебе надо искать. Тебе муж нужен, а Маше - новый папа. Ты девка еще ого-го, так что все у тебя впереди.
- Да где ж их искать-то... - вздохнула Лиза. - К тому же, как себя обезопасить от таких, как мой бывший муж?
- А ты присматривайся и клювом не щелкай, - сказала Наина Алексеевна. - Ну, давай! За нас!
Маша подросла, пошла в садик, а Лиза уволилась из охранной фирмы и снова начала работать администратором в дорогом салоне красоты - наконец-то график позволял. Лиза очень скучала по прошлой жизни, по былой роскоши, и ей хотелось если не вернуться обратно в этот мир, то хотя бы рядом постоять. Но увы, это сработало в противоположную сторону - глядя на ухоженных красавиц, которые за один визит могли оставить в салоне сумму больше средней зарплаты, Лиза злилась. И завидовала. Они с мастерами часто перемывали косточки клиенткам.
- Во, Женька, - фыркала маникюрша Светочка, глядя на отъезжающий автомобиль. - Евгенния Николааевна! - передразнила она жеманный тон с маасковским акцентом. - Ее папик на тридцать лет старше, вы прикиньте? Старый козлина, воняет, как помойка, пузо по полу волочится.
- Ой, да чего ты понимаешь? - язвительно хихикнула парикмахерша Лена. - У них же любооофффф!
- Ага, чистая и искренняя, - усмехнулась Оля, косметолог.
А вот Лизе было не до смеха. Она смотрела на приезжающих в салон женщин и с трудом скрывала презрение. "Знаю я все про вас! - думала она. - Что, куры-гриль, думаете, что легли под богатого мужика и жизнь удалась? Да вас сегодня-завтра вышвырнут на улицу ради новой пустоголовой куклы!"
Порой она делилась своими переживаниями с матерью:
- Ох, мам, я сейчас даже не знаю, нужно ли было уходить от Славика...
Наина Алексеевна аж подскочила:
- Ты чего такое говоришь?! Что значит "не надо было"? Вообще-то, он сам тебя выгнал вместе с Машенькой! А во-вторых, этот твой, прости господи, Славик - бандит и негодяй!
- Да хоть бы и бандит! - вспыхнула Лиза, будто забыв, как спасалась от него. - Зато у меня были шубы, шмотки, машина, квартира хорошая! А не эта...
Лиза осеклась, увидев укоризненный взгляд матери.
- Прости, мам, я что-то не то сказала... - извинилась она.
- Точно, - сказала Наина Алексеевна. - Не то. Эту квартиру мы с отцом получили, когда ты родилась. Вырастили тебя в ней, а сейчас ты живешь здесь со своей дочкой. Если тебе этого мало...
- Ну мам, извини, извини! - взмолилась Лиза. - Вырвалось! У меня в последнее время сплошной стресс.
- Да какой там стресс у тебя? - рассердилась Наина Алексеевна. - Какая-то богатая финтифлюха забыла отменить запись и не приехала?
В тот вечер Лизе удалось помириться с мамой, но отношения двух женщин дали трещину, и мать с дочерью постепенно стали отдаляться друг от друга. Впрочем, внучку Наина Алексеевна просто обожала и иногда, когда никто не слышал, она говорила ей:
- Ничего, Машенька, скоро у вас с мамой все наладится!
- Лиз, а тебе на работу-то ко скольки? - спросила Наина Алексеевна, видя, что на часах уже почти девять, а дочь даже не чешется.
- А я уволилась оттуда, - как ни в чем не бывало, ответила Лиза.
- Как - уволилась??? - опешила мать. - А где же ты...
- Мам, ну не разводи панику! - раздраженно перебила ее Лиза. - Я буду работать кое-где получше.
- И где же? - язвительно поинтересовалась Наина Алексеевна.
- В отеле "Волга-клаб"! - гордо заявила Лиза.
- О боже... - вздохнула Наина Алексеевна.
"Волга-клаб" был местным подобием ресорта с яхт-клубом, кемпингом, прокатом квадроциклов, покатушками на водных лыжах, гостиничным и спортивным комплексами, ресторанами и барами и даже кинотеатром и имел репутацию весьма специфического места. Конечно, в рекламе, которую крутили по телевидению и радио, его позиционировали как удивительное приключение на природе для всей семьи, но только вот были там отдельные огороженные участки, которые пользовались особой популярностью у местных чиновников, бизнесменов и криминалитета. А как известно, такие категории граждан очень любят конфиденциальность и симпатичных девушек. Вот именно это и напугало Наину Алексеевну, ведь ее дочь была молода и красива...
- Приехала к нам недавно очередная свинья в апельсинах, - продолжала Лиза. - Сало с загривка капает, а все туда же - на ноготочки! Только не одна в этот раз, а с мужем. И вот он давай с девчонками заигрывать, пока его женушке копыта полируют! Подходит такой ко мне и говорит: "А что это такая девушка тратит свою красоту в этой дыре?"
- Лиза! - воскликнула Наина Алексеевна. - Неужели ты...
- Да дай договорить, маам! - возмущенно ответила Лиза. - Короче, я такая говорю: "Да вот хочется прекрасного, а где ж его тут взять-то? Только в нашем чудесном салоне красоты "Маргери", который предоставляет широкий ассортимент косметических услуг и гибкую систему скидок!" Ха-ха! Ну а он такой: "Давай я замолвлю за тебя словечко в одном хорошем месте". Ну и вот - завтра на собеседование! Впрочем, это так, для вида. Меня туда уже взяли.
- Надеюсь, ты знаешь, что делаешь... - вздохнула Наина Алексеевна.
Лиза была абсолютно счастлива - на работу ее приняли практически без вопросов. В ее обязанности входило встречать VIP-гостей и провожать их в номер, ресторан или иное место на территории комплекса. С центральной площади работников, живущих в этом городе, забирал корпоративный транспорт, смены были сутки через двое, предоставлялось питание, и зарплата была очень приличная по местным меркам. Но главное - Лиза снова окунулась в мир богатства и роскоши.
С первой же зарплаты она купила себе новую одежду, обувь, сумочку и украшения.
- Лиз, ты с деньгами поаккуратнее, - сказала Наина Алексеевна. - Нельзя тратить все на тряпки, нужно и отложить хоть что-то.
- Ой, мам, опять ты со своими нравоучениями! - отмахнулась девушка. - Я, может быть, жить заново начинаю! К тому же, у меня теперь совсем другой круг общения, я должна выглядеть, как леди, а не как деревенская Дунька.
Наина Алексеевна лишь вздыхала - дочь уже взрослая и не обязана перед ней отчитываться, но вскоре она уже открыто начала возмущаться, потому что всю зарплату Лиза тратила исключительно на себя.
- А я себе наконец-то сотик купила! - похвасталась как-то раз девушка. - Самая крутая модель.
- Лиза! - воскликнула Наина Алексеевна. - Ты опять спустила все на какую-то ерунду?!
- Это не ерунда, а показатель статуса, - фыркнула Лиза в ответ.
- Какого еще статуса? - рассердилась Наина Алексеевна. - Ты что, бизнес-леди? Жена богача? Ты обслуга! А замашки, как у королевы.
- Я просто не хочу всю жизнь прозябать в нищете.
- А ты и будешь прозябать, если не начнешь откладывать деньги! - не сдавалась мать. - Наверняка ж хочешь квартиру с евроремонтом и машину? Ну и как на это деньги найдутся, если ты все тратишь на цацки?
- У меня уже все схвачено, - возразила Лиза.
Вскоре она начала пропадать по выходным.
- Я дополнительные смены беру, - объяснила она матери. - За них двойная оплата.
Наина Алексеевна хмурилась - ей очень хотелось верить дочери, но интуиция подсказывала, что Лиза опять впуталась во что-то. И что было самое неприятное - мать почти перестала уделять внимание Машеньке, почти все время девочка была с бабушкой. Наина Алексеевна не особо возражала, потому что любила внучку, но сердце разрывалось, когда девочка спрашивала: "А почему мама больше со мной не гуляет?" Наина Алексеевна отвечала, что у мамы много работы. А что еще можно сказать на это?
Однако вскоре разгорелся новый семейный скандал. По сути, из-за чепухи - детского платья.
- Лиз, - сказала Наина Алексеевна как-то раз, - надо Маше новое платье в садик купить.
- А со старым что не так? - спросила она, не отвлекаясь от чтения модного журнала.
"Вот если бы ты следила за жизнью своей дочери, ты бы знала, что с ним не так!" - со злостью подумала Наина Алексеевна, но не стала это озвучивать.
- Там дыра огромная.
- Ну так значит надо зашить, - все так же равнодушно ответила Лиза.
- Да не зашьешь уже, - сказала Наина Алексеевна. - И вообще пообтрепалась наша Машутка, надо бы ей гардероб обновить.
- У меня денег нет, - резко ответила Лиза.
- Ну замечательно! - сердито произнесла Наина Алексеевна. - На новые сапоги деньги есть, на рестораны деньги есть, а на родную дочь денег нет?
- Нет значит нет! - огрызнулась Лиза. - И вообще не пофиг ли ребенку, в чем ходить? Что она в таком возрасте понимает?
"Как будто ты понимаешь..." - подумала Наина Алексеевна и тяжело вздохнула. Было ясно, что Лиза и не раскошелится на одежду для дочки, поэтому Наина Алексеевна взяла Машу, и они вместе отправились на рынок, где выбрали два новых платья и еще кое-что из одежды и обуви. Особенно девочке понравились новые сандалии - красивые, гладкие, блестящие, с большими бантиками.
Лиза к обновкам дочери отнеслась скептически.
- Вот тебе вечно больше всех надо, - фыркнула она на мать.
Тот вечер почти не отличался от многих других - Наина Алексеевна забрала Машу из садика, они зашли в магазин, а потом отправились домой. Наина Алексеевна готовила ужин, пока внучка смотрела мультики, и была погружена в свои мысли. У Лизы был выходной, но она опять усвистела на свои дополнительные смены, а это значит, что придет она только рано утром. Наине Алексеевне было стыдно за такие мысли, но в последнее время ей было спокойнее, когда дочери не было дома, потому что слишком уж часто они стали ссориться. И на Машу это влияло не самым лучшим образом. После очередного вечернего скандала она была взвинченной, плохо спала, а потом почти весь день капризничала, воспитатели жаловались. А когда Лиза проводила вечер и ночь на работе, девочка прекрасно высыпалась, вставала без уговоров, и в садике все было в порядке.
Внезапно размышления Наины Алексеевны прервал лязг ключей, щелкнул замок, и в квартиру ввалилась Лиза, с грохотом закрыв за собой входную дверь. Наина Алексеевна вздрогнула и поняла, что спокойного вечера сегодня не предвидится.
Лиза была взбешена. Лицо залила тушь, потекшая от слез, красиво уложенная прическа напоминала воронье гнездо, руки дрожали. А еще от нее разило алкоголем и табаком.
- Лиза, доченька, что случилось??? - воскликнула Наина Алексеевна.
- Гaд! Уpoд! Cвoлoчь! - кричала Лиза, швыряя на пол сумку, пальто и шарф.
- Да что стряслось-то? - Наина Алексеевна сама едва не плакала. - Господи, неужели тебя изнacилoвaли?!
- Да лучше б изнacилoвaли... - мрачно пробормотала Лиза.
Она зашла на кухню и налила себе воды из кувшина.
- Рассказывай, что произошло, - потребовала мать.
- Что-что... - поморщилась Лиза. - Я три месяца этого козла окучивала, все его прихоти в постели выполняла, а он? "Между нами ничего серьезного быть не может, мне бaбa с чужим пpиплoдoм не нужна"!
- Хоссспади! - всплеснула руками Наина Алексеевна. - И ты из-за этого в таком раздрае? Да плють на него! Найдется еще достойный мужчина, который полюбит и тебя, и Машеньку.
- Мам, это уже в третий раз! - ревела Лиза, размазывая остатки макияжа по щекам.
- Ну и что? Жизнь не закончилась. Будет еще у тебя новая любовь.
- Ага, конечно... - проворчала Лиза. - Из-за этой Машки мне уже ничего не светит!
- Лиза! - возмутилась Наина Алексеевна. - Ты что такое говоришь?! Маша - твоя дочка, и она - самое ценное, что у тебя есть! А мужики... сегодня они есть, завтра нет, но вот дети - это главное.
Лиза что-то пробормотала, вроде как извиняясь, а потом ушла спать. Наина Алексеевна покачала головой, понимая, что ничего хорошего из этого не выйдет.