Касательно территориальных притязаний КНР к соседям, на чём активно спекулируют правящие круги стран «золотого миллиарда», пугая, в частности, российских обывателей «стремлением» Китая захватить российский Дальний Восток, Сибирь и т.д., необходимо иметь в виду, что одна из главных проблем КНР — неравномерное развитие страны. Из четырёх макрорегионов: Восточный и Северо-восточный (приморская зона), Центральный и Западный (внутренние территории), первые два значительно превосходят по уровню социально-экономического развития два последних. Наиболее развит юго-восток страны: тропический климат, густонаселённая местность, широкая транспортная сеть, крупные морские порты, наличие значительных производств тяжелой и легкой промышленности — казалось бы, это и есть та «почва», где «зёрна» НЭПа дали небывалые «всходы», признанные во всём мире китайским «экономическим чудом». Например, приморская провинция Гуандун (113 млн жителей) в Южном Китае — одна из самых развитых провинций страны, чей экономический рост превосходит рост экономики всей КНР. К подобным примерам следует отнести район Шанхая, район Тяньцзиня, также испытавшие бурный экономический подъём.
Понимая важность проблемы несбалансированного регионального развития страны, КПК прилагала все усилия для ликвидации растущего разрыва по уровню экономического развития между приморской зоной и внутренними территориями. С этой целью правительством была принята «Национальная Программа развития западных провинций Китая», рассчитанная до 2050 года, которая направлена на расширение и модернизацию добывающей промышленности, развитие энергетики и транспортной инфраструктуры. Грандиозные стройки Китая увеличивают темпы экономического роста, снижают безработицу, медленно, но неуклонно сглаживают межрегиональные диспропорции. Стройки потребовали массы материалов, которые Китай не закупает, а производит самостоятельно, превратившись в мирового лидера отрасли. Знаменательно, что по мере удовлетворения внутреннего спроса на стройматериалы производства переориентируются на внешние рынки, для чего, в частности, запущен масштабный проект: «Один пояс, один путь». Что позволяет вовлекать страны трёх континентов в «экономическую орбиту» КНР.
Развитие центральных и западных районов осуществляется под строгим контролем государственных органов. Причём акцент сделан не на стимулировании притока частных инвестиций, а на плановые, научно-обоснованные вложения средств из бюджета. Китайское руководство придаёт экономическому развитию внутренних районов именно плановый характер, не допуская экономической обособленности регионов, дублирующего строительства и прочих стихийных процессов. Тут дело в том, что развитие Китая хотя и происходит рыночными средствами, но на основе государственной общенародной собственности и под контролем партии. Когда рабочий класс КНР экспроприирует свою буржуазию и перейдёт на рельсы плановой экономики, темпы роста возрастут ещё больше, до уровня тех, которые были при Мао Цзэдуне.
В связи со сказанным, китайцы не спешат переселяться из урбанизированных районов восточного побережья в центральную и западную часть страны, тем более им совершенно безынтересна миграция в Сибирь и на Дальний Восток. Наоборот, китайцы переезжают в прибрежные районы. Правительство Китая озабочено освоением и развитием своих территорий вместо заселения чужих. Наличие богатых и мало освоенных ресурсов придаёт этому стремлению дополнительный импульс. Никакой реальной угрозы захвата российских территорий со стороны Китая нет, а есть либеральная пропаганда в пику стратегическому партнёрству РФ и КНР. Поскольку военный, ресурсный и технологический потенциал России в сочетании с ещё большим потенциалом Китая в данных сферах означает перспективу создания мощного союзного симбиоза политического и экономического центра Евразии — серьёзной альтернативы США и ЕС.
Вся статья «О Китайской Народной Республике»
Как спасти Россию от захвата китайцами?
3 минуты
818 прочтений
8 июля 2023