Найти в Дзене

ПРОРОК ИЕЗЕКИИЛЬ (ч.51): АЛЛЕГОРИЯ О ДВУХ СЁСТРАХ - 1: ОГОЛА И ОГОЛИВА

В этой главе, так же ярко и выразительно, как и в главе 16, Иезекииль изображает историю двух царств — северного, Израиля, представленного Самарией, и южного, Иудеи, представленного Иерусалимом. В пространной аллегории эти царства сравниваются с двумя сёстрами. Джон Тейлор поясняет:

«Вступительные детали аллегории не надо понимать чересчур буквально. Сёстры скорее олицетворяют города и их жителей, чем колена. Ведь Иуда и Ефрем даже не были братьями, ибо Ефрем был одним из двух сыновей Иосифа и потому приходился Иуде племянником. Просто главная идея состоит в том, что два города имеют близкое сходство, идущее ещё из далёкого прошлого, что родом они из Египта и что истоки их последующего поведения надо искать в их египетской предыстории».

Обе сестры изменяли своим мужьям и жили как блудницы (таким образом дополняя сказанное в главе 16). Начав со старшей сестры, пророк подробно описывает, как она игнорировала Божьи учения и стремилась к союзам с разными странами. В процессе она перенимала идолопоклонство народов этих стран. Это оказалось губительным для неё, выразившись в упадке морали и политической нестабильности. Затем, перейдя к младшей сестре, Иезекииль говорит, что она не извлекла никаких уроков из истории, хотя и видела поведение своей старшей сестры. Наоборот, она подражала её идолопоклонству, в результате чего обрекла себя на ту же судьбу.

Между этой главой и главой 16 есть некоторые отличия. Рассказ в главе 16 вращается вокруг становления народа и затем его сползания к блудодеяниям, тогда как эта глава останавливается на более поздней истории обоих царств. Если в главе 16 главное внимание уделено религиозному вырождению (идолопоклонству), то эта глава сосредоточена на последствиях политических союзов.

ЗНАКОМСТВО С ДВУМЯ СЁСТРАМИ

“И было ко мне слово Господа: «Сын человеческий! Были две женщины, дочери одной матери, и блудили они в Египте, блудили в молодости своей; там измяты груди их, и там растлили девственные сосцы их. Имена им: большой — Огола, а сестре её — Оголива. И были они Моими, и рожали сыновей и дочерей; и именовались: Огола — Самарией, а Оголива — Иерусалимом»” (Иез. 23:1-4).

Стихи 1, 2. Самария и Иерусалим были дочери одной матери. Обе они вышли из единого царства Израиль, в состав которого входили все двенадцать колен (16:46; Иер. 3:7-10).

Стих 3. В дни, когда Бог впервые сделал Израиль Своим народом (Исх. 6:7), они блудили. В юности народ научился у египтян идолопоклонству и проституции (см. 16:26; 20:7, 8; Чис. 25:3-9; Иис. Н. 24:14; 4 Цар. 21:15; Ос. 1:2). Резко и откровенно Иезекииль описывает, как народ вступил в связь с другими “любовниками” (иноземными народами и их богами), положив начало извращённой и растленной жизни. Откровенный язык не оставляет места для какого бы то ни было недопонимания. Развращённость и греховность Израиля началась рано и случалась часто. Он прекрасно овладел ремеслом проституции.

Стих 4. Эти две сестры стали народом Божьим. Он удочерил их и сделал Своими (см. гл. 16). Заветные отношения между Богом и Израилем часто символически изображаются как супружество (см. Ос. 2:19, 20). Взяв их Себе, Бог благословил их так, как другие народы могли только мечтать. Это был избранный народ одного истинного и живого Бога. Двух сестёр Он называет Огола и Оголива.

(1) Огола — это Самария, столица северного царства. Она названа большой [старшей] не потому, что стала народом прежде Иудеи, а потому, что пристрастилась к разврату раньше своей сестры. Имя “Огола” означает “её палатка”. Возможно, смысл этого имени состоит в том, что Оголу часто идентифицировали с языческими капищами в виде палаток. (Археологи обнаружили фундаменты для этих палаточных святилищ на горе Гаризим и в других местах).

(2) Оголива — это Иерусалим. Это имя означает “моя палатка в ней”. Местоимение “моя” может относиться к Богу, поскольку в Иерусалиме у Него был Свой храм/палатка/скиния. В противоположность Самарии (которая имела собственную палатку), Иерусалим был в привилегированном положении, потому что на него пал выбор быть городом, где обитал Бог.

В толковании аллегорий разумно не заходить слишком далеко. Если текст не конкретизирует детали (и ещё, возможно, смысл этих деталей), толкователю лучше оставить текст, как он есть. Основная мысль ясна. Самария и Иерусалим были двумя главными городами двух царств, израильского и иудейского. В этих городах жили Божьи дети, но они решили разорвать с Ним отношения и искать союза с иноземцами. Тейлор говорит:

«Имена Огола и Оголива происходят от еврейского огел, что значит “палатка”. Возможно, это намёк на место поклонения в форме палатки, но неясно, то ли это израильская скиния в пустыне, то ли языческое капище. Имя жены Исава, Оливема (Быт. 36:2), или “палатка высоты”, предполагает второй смысл, как и палатки богов, о которых идёт речь в угаритских текстах. С другой стороны, Огола может означать “её палатка”, а Оголива почти наверняка означает “моя палатка в ней”, что говорит о заботе Яхве об Иерусалиме. Но хочется ещё раз подчеркнуть, что не следует слишком большой упор ставить на деталях. Достаточно, что эти имена имеют культовый оттенок».

БЛУДОДЕЯНИЯ ОГОЛЫ

“И стала Огола блудить от Меня и пристрастилась к своим любовникам, к ассирийцам, соседям своим, к одевавшимся в ткани яхонтового цвета, к областеначальникам и градоправителям, ко всем красивым юношам, всадникам, ездящим на конях. И расточала блудодеяния свои со всеми отборными из сынов Ассура, и оскверняла себя всеми идолами тех, к кому ни пристращалась; не переставала блудить и с египтянами, потому что они с ней спали в молодости её, и растлевали девственные сосцы её, и изливали на неё похоть свою. За то Я и отдал её в руки любовников её, в руки сынов Ассура, к которым она пристрастилась. Они открыли наготу её, взяли сыновей её и дочерей её, а её убили мечом. И она сделалась позором среди женщин, когда совершили над нею казнь” (Иез. 23:5-10).

Стих 5. Говоря вначале о старшей сестре, Оголе, Бог высказывает, какое горе принесла Ему оставившая Его невеста. Она стала блудить, хотя принадлежала Господу (“блудить от Меня”). Глубокая печаль в этих словах очевидна. Муж вступает в брачный союз с надеждой, что “ложе [будет] непорочно” (см. Евр. 13:4). Огола “пристрастилась к своим любовникам, к ассирийцам”. Развращённость Самарии показана в том, что она сама предлагала себя ассирийским любовникам. Осия тоже намекал на подобное: “Они пошли к Ассуру, как дикий осёл, одиноко бродящий; Ефрем приобретал подарками расположение к себе” (Ос. 8:9; см. 5:13; 7:11; 12:1). Историчность этого обвинения вытекает из множества свидетельств.

Чёрный Обелиск Салманасара III изображает Ииуя, простёртого перед ассирийским царём (примерно в 840 г. до н.э., в начале царствования Ииуя) и предлагающего дары, возможно, с целью купить себе поддержку против Азаила Дамасского. В надписи, обнаруженной в Нимруде, Адад-Нирари III (ок. 812-782 гг. до н.э.) также утверждает, что получал дань с “территории Амврия”, да и в 4 Царств говорится об уплате дани Израилем Ассирии в правление Менаима (ок. 745-738 гг. до н.э.) и Осии (ок. 732-724 гг. до н.э.); см. 4 Цар. 15:19 и дал; 17:3.

Стихи 6, 7. Ассирийцы одевались “в ткани яхонтового цвета” (ст. 6). В более развитых цивилизациях израильтян привлекало многое: от пышной одежды до впечатляющей военной мощи. Та жизнь, которую дал им Господь, была не такой привлекательной, как “пути мира”. Эта привлекательность привела её к тому, что они осквернили себя поклонением ассирийским идолам (ст. 7).

Стих 8. Поскольку она уже блудила с египтянами, то Бог надеялся, что теперь Израиль будет верной женой. Но развратная жизнь, которую она вела в молодости, теперь стала частью её натуры. Павел говорил, что “худые сообщества развращают добрые нравы” (1 Кор. 15:33). Связь Израиля с языческими народами испортила её. Чем старше она становилась, тем труднее ей было порвать с идолослужением.

Стих 9. По Моисееву закону невиновный муж имел право предать неверную жену смерти (Лев. 20:10). У Бога были все основания истребить этот народ и найти Себе новую “жену” (новый народ). Но Он “отдал её в руки любовников её... к которым она пристрастилась”. В каком-то смысле это было наказание, потому что её союзы только служили ей во зло; но Бог также шёл этим ей навстречу. Он знал, как сильно она желала этих иноземных любовников, и потому позволил ей добиваться их (см. Пс. 105:15).

Стих 10. В 722(1) г. до н.э. ассирийская армия захватила города северного царства и увела народ в плен (“взяли сыновей её и дочерей её”). “И она сделалась позором среди женщин” (её имя стало для женщин нарицательным). Смерть этой блудницы от рук её любовников служила предупреждением для других; её имя стало “притчей во языцех”, символом безнравственности и развращённости (как сегодня имя “Иезавель”). Случившееся с Самарией должно было устрашить Иерусалим. То, что Израиль ожидала от этих союзов, очень отличалось от того, что она получила. Ею попользовались, над нею надругались и выставили её на всеобщее посмешище.

БЛУДОДЕЯНИЯ ОГОЛИВЫ

“Сестра её, Оголива, видела это и ещё развращённее была в любви своей, и блудодейство её превзошло блудодейство сестры её. Она пристрастилась к сынам Ассура, к областеначальникам и градоправителям, соседям её, пышно одетым, к всадникам, ездящим на конях, ко всем отборным юношам. И Я видел, что она осквернила себя и что у них обеих одна дорога. Но эта умножила блудодеяния свои, потому что, увидев вырезанных на стене мужчин — красками нарисованные изображения халдеев, опоясанных по чреслам своим поясом, с роскошными на голове их повязками, имеющих вид военачальников, похожих на сынов Вавилона, которых родина земля халдейская, — она влюбилась в них по одному взгляду очей своих и послала к ним в Халдею послов. И пришли к ней сыны Вавилона на любовное ложе, и осквернили её блудодейством своим, и она осквернила себя ими; и отвратилась от них душа её. Когда же она явно предалась блудодеяниям своим и открыла наготу свою, тогда и от неё отвратилась душа Моя, как отвратилась душа Моя от сестры её. И она умножала блудодеяния свои, вспоминая дни молодости своей, когда блудила в земле египетской; и пристрастилась к любовникам своим, у которых плоть — плоть ослиная, и похоть, как у жеребцов. Так ты вспомнила распутство молодости твоей, когда египтяне жали сосцы твои из-за девственных грудей твоих” (Иез. 23:11-21).

Стих 11. Стихи 11-21 говорят о блудодеяниях Оголивы. Когда старшая сестра занималась прелюбодеянием, младшая наблюдала. Видела ли она, как любовники погубили её жизнь? Заметила ли, как они “совершили над нею казнь” (ст. 10)? Может, она боялась, что у неё отнимут всё, что она имеет, а саму её отведут в плен, как и её сестру? Нет. Напротив, она “ещё развращённее была в любви своей”. Хотя Иудея видела, что случилось с Самарией в результате её упования на иноземные силы и измены Богу, она переняла ту же политику и даже превзошла её (см. Иер. 3:8, 11). Ахаз предпринял попытку заключить союз с Ассирией (4 Цар. 16:8), за что подвергся суровому осуждению со стороны Исаии (7:17-19; см. 10:5-11).

Стихи 12, 13. Младшая сестра видела связь своей старшей сестры с сынами Ассура и тоже пристрастилась к ним (несмотря на то, как ассирийцы обошлись с северным царством). Ассирийцы были привлекательными и очаровывали своими сильными воинами и пышно одетыми всадниками. Наблюдая за всей этой любовной историей, Бог видел, что Иудея осквернила себя, пойдя одной дорогой с сестрой (ст. 13), заключая союзы с иноземцами и поклоняясь идолам. Таким образом, первым делом Иудея завела “роман” с ассирийцами.

Стихи 14, 15. В то время как хотелось бы надеяться, что греховное поведение Иудеи, наконец, прекратится, этого не произошло. Напротив, она “умножила блудодеяния свои” (ст. 14). Она “увидела вырезанных на стенах мужчин”. В древние времена было принято создавать барельефы, особенно во дворцах и храмах Ближнего Востока. Памятники Ниневии показывают, что дворцовые стены были украшены изображениями, дающими представление об одежде и стиле тех древних народов. Эти скульптуры были очень красочными (нарисованы красками). Хотя неизвестно, как и где Иудея увидела этих красочно разрисованных на подобных картинах халдеев (вавилонян), она возжелала их. С. Фиш отмечает:

«...восточная женщина, занимавшая сравнительно высокое положение в обществе, не имела шанса увидеть незнакомых мужчин, кроме как на картинах; и хотя еврейские женщины имели больше свободы, Иезекииль сравнивает желание Иудеи поближе узнать Вавилон с желанием чувственной девушки познать мир, от которого она была изолирована. Неудовлетворённая ассирийцами, своим “любовником”, Иудея влюбилась ещё и в Вавилон».

Связи с Ассирией ей было недостаточно; теперь она захотела вступить в связь ещё и с Халдеей. Родина этих мужчин (ст. 15) — чужая земля; подчёркивается, что они иноземцы. Израильтян привлекали иностранные обычаи, которые они с готовностью перенимали. В противоположность им вавилоняне строго придерживались своей национальной одежды.

Стих 16. Увидев халдеев на этих ярко расписанных барельефах, Иудея “влюбилась в них”. Фиш поясняет: “Вид воинственных халдеев мгновенно возбудил горячее желание вступить с ними в союз. Другой перевод такой: «и она влюбилась до безумия в то, что увидели её глаза»”. С вавилонянами пытались установить связь Иоахаз и Иоаким.

Стих 17. Вавилон воспользовался возможностями, которые предоставлял союз с Иудеей. В то время как Вавилон извлекал материальную выгоду из этого союза, для Иудеи он был губительным. В результате этого политического союза она ещё более развратилась и осквернилась. Вместо того чтобы верить в Божью заботу и защиту, она искала опоры в Вавилоне. Когда Иудея поняла (после того как оказалась в подчинении у Вавилона), что этот союз был ошибкой, “то отвратилась от них душа её”.

Стих 18. Теперь открылась истинная сущность Иудеи: она неверная блудница. И тогда “от неё отвратилась душа [Бога], как отвратилась душа [Его] от сестры её” (северного царства).

Такое унизительное поведение нации привело к тем же последствиям, что и в случае с Самарией. Бог решил лишить её Своей защиты и оставить на произвол судьбы, как поступает муж с неверной женой. Иеремия употребляет ту же фразу в 6:8. Бог неразрывно связан с Израилем, но грех отрывает Его от народа — яркая метафора, выражающая, с одной стороны, Божью любовь, а с другой — сильнейшее воздействие греха.

Божье отвращение к Израилю привело к его пленению ассирийцами (722[1] г. до н.э.). Его отвращение к Иудее приведёт к разрушению Иерусалима и вавилонскому пленению в 587(6) г. до н.э.

Стихи 19-21. Можно было бы подумать, что это отвращение заставит Иудею исправиться. К сожалению, она отвернулась от Вавилона только затем, чтобы броситься за египтянами (Иер. 2:18). Какое жалкое зрелище: она вернулась к своему первому любовнику — к тому, кто использовал её в дни молодости (ст. 19). Как когда-то вавилоняне, теперь Иудею привлекали египтяне. Её любовники изображены как похотливые ослы и “жеребцы” (ст. 20; см. Иер. 2:24; 5:8; 13:27). (“Похоть, как у жеребцов”, — это сперма. Похотливый человек у египтян изображался иероглифом, восходящим к рисунку коня). Седекия восстал против Вавилона и отправил в Египет послов в надежде, что они дадут “коней и много людей” (Иез. 17:15).

Служить Богу и изучать Библию / Serve God and study the Bible (Google Мои карты)