Найти в Дзене
Книжная дама

"Повесть о Петре и Февронии Муромских": смыслы и символы

Я понимаю наших государственных мужей, которым очень хотелось достойно "ответить Чемберлену" и выдать на-гора что-то этакое духоподъёмное в качестве альтернативы Дню святого Валентина да еще и снабдить это более сакральным смыслом. Выбор пал на святых Петра и Февронию, думаю, просто потому, что других примеров сохранения семейных ценностей, наверное, нет. По сути, эти люди, причисленные к лику святых за свои благонравные дела, а вовсе не за сохранение супружеской верности, несут свой крест как бы заново. Такое количество критики не только в адрес новомодного праздника, но и в адрес тех, чьим именем он назван, я лично не припомню. Давайте разбираться, почему так произошло. Многие из критикующих указывают на то, что соединились эти люди не только по воле случая (Ефросиния (а до крещения она носила это имя) смогла вылечить Давида (Петра) от яда змея-искусителя), но и благодаря хитрости, которую проявила дочь простолюдина, чтобы женить на себя знатного человека. Всё это так, но не надо
Нашла в интернете и поразилась, как мальчик 9 лет такое смог изобразить!
Нашла в интернете и поразилась, как мальчик 9 лет такое смог изобразить!

Я понимаю наших государственных мужей, которым очень хотелось достойно "ответить Чемберлену" и выдать на-гора что-то этакое духоподъёмное в качестве альтернативы Дню святого Валентина да еще и снабдить это более сакральным смыслом. Выбор пал на святых Петра и Февронию, думаю, просто потому, что других примеров сохранения семейных ценностей, наверное, нет. По сути, эти люди, причисленные к лику святых за свои благонравные дела, а вовсе не за сохранение супружеской верности, несут свой крест как бы заново. Такое количество критики не только в адрес новомодного праздника, но и в адрес тех, чьим именем он назван, я лично не припомню. Давайте разбираться, почему так произошло.

Многие из критикующих указывают на то, что соединились эти люди не только по воле случая (Ефросиния (а до крещения она носила это имя) смогла вылечить Давида (Петра) от яда змея-искусителя), но и благодаря хитрости, которую проявила дочь простолюдина, чтобы женить на себя знатного человека. Всё это так, но не надо забывать, что повесть, написанная священником Ермолаем-Еразмом, несёт на себе печать авторского вымысла. Не надобно быть большим знатоком литературы, чтобы узнать в "Повести..." сказку о хитроумной девице. Так ли было с Петром и Февронией - Бог один ведает.

Но главное даже не это. То, что Феврония заставила жениться на себе Петра, говорит не о её расчётливости, а о том сокровенном знании, которое ей было открыто и до которого Петру еще надо было дорасти. Проще говоря, именно Феврония знала, что только с этим мужчиной она сможет пройти путь духовного совершенствования. Все читают "Повесть...", но забывают о предисловии, а там как раз сказано, что Творец по своей воле избирает того, в ком проявится дух просвещающий. Это, кстати, разительно отличается от общих установок, что, как правило, женщина идёт за мужем к Господу, потому как мужчина совершенен, а женщина так - из ребра его слеплена. И в этом, пожалуй, первый истинный смысл жития: "женский" путь служения - через терпение, любовь, безоговорочное принятие -угоден Богу не меньше.

Вторая порция критики благонравным достаётся за отсутствие детей: это что ж за семейная пара, коли детей не нажили! Ну, во-первых, не будем забывать о жанре повествования: бытовые, плотские смысли в принципе не могут появиться в сюжете, если только не являются его движущей силой. Так что были там дети, не были - история умалчивает, поскольку не это важно. Важно, что для всех своих людей были князья Муромские как "чадолюбивые отец и мать", "ко всем питали равную любовь". А это, что ни говори, труднее, чем кровных деток воспитывать.

Третья порция критики - почему умерли в один день, как раз 8 июля. Ну, что тут скажешь: неисповедимы пути Господни, а сила духа человеческого проявляется не в противопоставлении себя ему, а в принятии. Не смогла Феврония противиться высшей воле, как не смогли противиться ей и те люди, которые не хотели хоронить князя и княгиню ( а на момент кончины монаха и монахиню) в одном гробу. Но, видимо, даже у Бога на каждое правило есть исключение. Вероятно, как "прилепилась жена к мужу своему", так и ушла с ним нераздельная, и не было для любящей души лучшего исхода.

А теперь о символах праздника Дня семьи, любви и верности. Да, всё это притянуто за уши хотя бы потому, что такой день -день памяти святых - начинать надо с праздничного богослужения, а не так, как у нас сейчас - с концертов в парках, квестов, марафонов и кучи ненужной суеты. Но с другой стороны, если хотя бы один день в году мы подумаем о близких своих, поблагодарим Господа или судьбу (уж тут, кто во что верует) за то, что они есть в нашей жизни, хуже точно не станет.

Думаю, князья Муромским это было бы по душе!)