Найти тему
АБУЛИЯ

Жорж Санд и вечно горящий метеор

Писательницы Аврора Дюпен (1804-1876) и Жармена де Сталь (1766-1817) жили практически в одно время с сестрами Бронте, но выросли в обществе, которое оказало на них огромное влияние и пришлось им не по нраву.

Уже давно не секрет, что быть писателем не так престижно, как быть украшением общества. Но что делать, если судьба обрекает тебя на жизнь в салоне? У Авроры Дюпен есть оригинальное решение — надо всего лишь прославиться в другой стране и поддержать зарождающийся феминизм.

Она выросла в салоне бабушки и прошла религиозный пансион. А потом показала жизнь с непривычного многим ракурса, поднимая проблемы брака по договоренности и любви. В романе “Лелия” Жорж Санд создала байроническую женщину (это уже придумали критики, она писала про себя), которая не верит в любовь и сочетает в себе характерный для поколения скепсис и стремление к деятельному труду.

Другим ее шедевром стала “Консуэла” — история талантливой певицы, которая не просто осознает свой дар, но и сохраняет верность искусству, отказываясь от многочисленных соблазнов высшего света и множества мужчин, мечтающих взять ее в любовницы. И такими маленькими шагами Жорж Санд предвещает права девушек самим выбирать как жить.

Еще одной женщиной, променявшей салон на литературу, была Жармена де Сталь. И не зря: ее перо пугало Наполеона, а взгляды предвосхищали не только равенство полов, но и право высказывать свое мнение и быть услышанным. За это мадам де Сталь не раз побывала в изгнаниях (и в России в том числе). Заслужила доверие Пушкина, который после ее работ породил известный афоризм — “Правление в России есть самовластие, ограниченное удавкою”.