Одна из самых важных, можно сказать, определяющих проблем для любого мастера ручной работы: как найти свою линию, свой уникальный стиль, благодаря которому все будут знать, что вещь сделал именно ты, как стать неповторимым, узнаваемым и...популярным. Над этим бьются сотни тысяч мастеров, ремесленников, но получается у единиц.
К чему это всё, когда статья про мумий из Египта?
Хм, сам не знаю, но, может быть, вы мне подскажете, когда дочитаете её до конца.
Жил да был в XVIII веке в маленькой европейской стране под названием Чехия маленький мальчик Хенрик. Угораздило его родиться в семье ювелиров: папа был ювелир, дедушка, прадедушка и... дальше по списку. Все его родственники живые и не очень были ювелирами. Сами понимаете, это как раз тот случай, когда других вариантов нет... сына тоже определили в ювелиры.
С детства он помогал отцу и деду в семейной мастерской, сначала на уровне принеси-подай, а когда подрос, смог сам делать некоторые изделия.
Всё бы было хорошо, да вот какая незадача, ювелирами был не только сам Хенрик, его папа и дед, но и соседи, и соседи соседей, и даже соседи соседей соседей. Практически весь город сплошняком состоял из ювелиров, стеклодувов и мастеров бижутерии.
Их было так много, что заработки у мастеров были совершенно не ювелирные. Дикая конкуренция вынуждала снижать цены, искать новые мотивы. Ну и ещё воровство идей процветало, стоило одному найти удачную идею, дизайн, как через пару недель весь город предлагал такие же украшения.
Как говорится, тихо стибрил и пошёл, называется нашёл...
Вот в таких непростых условиях довелось провести юность Хенрику. Ситуация осложнилась до той степени, что престарелые родители и даже сам Хенрик подумывали закрыть своё семейное предприятие.
Всё изменилось благодаря случаю.
В конце XIX века Европа была одержима Египтом. Английские джентльмены, парижане, немцы - все, у кого часть тела чуть ниже поясницы искала приключений, ринулись в Египет.
Нет, там не нашли нефть, да и газ ещё никому не был нужен. Все были одержимы древностями: искали мумий, рыскали в поисках гробниц, ещё неоткрытых пирамид. Древности вывозили из Египта кораблями, составами! Привозили е Европу и устраивали музеи, выставки.
На одной из таких выставок удалось побывать герою нашей статьи. И именно на ней он смог разгадать тайну египетской мумии. Он стоял и смотрел на полураскрытый саркофаг, в котором покоилась жена фараона. Традиционно, с ноготочками от Эхнатона, в дорогом платье от Аменхотепа, вся в золоте и брюликах, с айф... а ну да, айфонов тогда ещё не было.
Краем уха Хенрик услышал разговор двух женщин:
- Какие красивые крашения!
- Потрясающие! Это же жена фараона. Очень богатая дама.
- Жаль, что у нас никто такие не делает. Купила бы за любые деньги.
И Хенрик подумал:
- А почему бы не сделать украшения в египетском стиле?
Он рассказал об этой идее своему другу и спустя некоторое время они создали совместное предприятие по изготовлению бижутерии. Называлось оно вполне традиционно по фамилиям своих основателей "Хенрик Брдичка и Алтманн".
Идея делать украшения в египетском стиле... это была не идея, это была бомба, петаррррда! Первые 23 изделия провисели на Авито витрине магазина 5 минут!
5 МИНУТ!!!
Их просто смели, почище чем айфоны на распродаже. Только за первый день предприятие Хенрика Брдички полностью окупило затраты на оборудование, аренду, материалы, зарплату и получило заказов на 17 месяцев работы.
Понимая, что нужно ковать железо пока горячо, Хенрик расширил штат предприятия, вскоре на него работало 98 ювелиров и 36 дизайнеров. Доход фабрики исчислялся миллионами.
Нужно отдать должное уму, прозорливости и честности Хенрика, он не загордился, не стал ездить на порш или феррари (их тогда тоже не было), все деньги он тратил на обучение своих сотрудников. Каждому он построил отдельный коттедж, общую для всех школу дизайна и библиотеку с иллюстративными материалами.
Работники носили его чуть ли не на руках и платили ему своей искренней благодарностью.
За 7 лет фирма стала САМЫМ крупным и дорогим производителем бижутерии в Европе. Она, действительно, делала настоящие шедевры, за которыми стояли очереди.
Всё было бы хорошо, просто отлично, перед предприятием открывались такие перспективы, о которых даже не мечталось, если бы не... начало Второй мировой.
Увы, Брдичка поддержал националистов, после освобождения страны в 1944 году, после расследования в отношении пособников, его арестовали. Производство закрылось, фабрику конфисковали, семья арестованного фабриканта перебралась в Австрию.
Интересно, что после конфискации на складах фабрики обнаружили огромное количество фурнитуры для украшений несколько сотен тысяч штук. Её во всю использовали мастера вновь созданной государственной фабрики по производству бижутерии. Украшения из стекла и фурнитуры Брдичка, частично завозились в СССР, и очень высоко ценились.
Сегодня египетские украшения фирмы "Henrik Brditschka and Altmann" считаются раритетами, за ними охотятся коллекционеры. Стоимость одного комплекта серег или брошки может составлять от 15 тысяч и до бесконечности.