Найти в Дзене
Чернильница из хлеба

Перечитала "Анну Каренину". И вот зачем.

Кажется, в третий раз перечитала. Не могу сказать, что она – моя любимица среди “детей” Льва Николаевича. Я имею ввиду не саму Анну, конечно, а роман. Мужчины там, кроме, пожалуй, Стивы Облонского, сплошь вредные, душные, себялюбивые. Каренин – холодный, писклявый, с невыносимо оттопыренными ушами. Левин – где-то хорош, а местами просто убийственен в своих хозяйственных припадках и переменах настроения. Вронский – абсолютно бесцветный, только в страсти Анны иногда приобретает хоть какой-то оттенок. Но это отступление.

“Анну Каренину” перечитывать я взялась только из-за многоуважаемого мной Павла Басинского и его новой книги “Подлинная история Анны Карениной”.

И вот что интересного узнала, несу вам скорее :)

Иван Макаров. Портрет Марии Александровны Гартунг, рожденной Пушкиной. 1860 Фото из открытых источников
Иван Макаров. Портрет Марии Александровны Гартунг, рожденной Пушкиной. 1860 Фото из открытых источников

Оказывается, широко известно (было всем, кроме меня), что внешность Анны Лев Николаевич “срисовал” со старшей дочери А.С. Пушкина Марии Александровны Гартунг. Особенной, по-светски нестандартной красотой, она сильно удивила Льва Николаевича.

Они познакомились на званом вечере в доме генерала Тулубьева в Туле в 1868 году. В воспоминаниях Тани Кузьминской, свояченицы Толстого, он пристально разглядывал Марию. А потом поделился с Таней:

“...Ты посмотри, какие у нее арабские завитки на затылке. Удивительно породистые”.

Только через пять лет после встречи с Марией Лев Николаевич начнет писать “Анну Каренину”, но удивительным образом он повторит до мельчайших подробностей ее внешность с портрета И.К. Макарова в образе Анны на балу:

“Анна была не в лиловом, как того непременно хотела Кити, но в черном, низко срезанном бархатном платье, открывавшем ее точеные, как старой слоновой кости, полные плечи и грудь и округлённые руки с тонкою крошечною кистью. Все платье было обшито венецианским гипюром. На голове у нее, в черных волосах, своих без примеси, была маленькая гирлянда анютиных глазок и такая же на черной ленте пояса между белыми кружевами. Прическа ее была незаметна. Заметны были только, украшая ее, эти своевольные короткие колечки курчавых волос, всегда выбивавшиеся на затылке и висках. На точеной крепкой шее была нитка жемчуга”.

Не забудет и о “полноте” Марии, которой также наградит Анну. А кинематограф будет всегда ее игнорировать (вспомним красивую, но "селедку" Киру Найтли).

“Ее легкая походка несла ее довольно полную, но прямую и изящную фигуру” – воспоминания Кузьминской о Марии Гартунг.

А вот Анна у Льва Николаевича:

“Она вышла быстрою походкой, так странно легко носившею ее довольно полное тело”.
Мария Пушкина (Гартунг). Фото из открытых источников
Мария Пушкина (Гартунг). Фото из открытых источников

Сама Мария при рождении судьбу себе вытянула непростую.

Когда ей было 4, отец погиб на дуэли. В 28 лет она вышла замуж за офицера лейб-гвардии конного полка Леонида Гартунга. 17 лет супруги прожили вместе, детей у них не было.

В 1877 году Леонид покончил с собой, застрелившись в здании суда, где слушалось дело о якобы его злоупотреблении служебным положением. Суд вынес обвинительный приговор. Леонид не смог вынести такого позора. Вся Москва и, конечно, жена Мария считали его невиновным. Дальнейшее расследование это доказало полностью.

Мария же осталась без средств к существованию. После обращения к Александру II ей назначили совсем небольшую пенсию, которая еле-еле помогала сводить концы с концами. В годы Гражданской войны Мария голодала. Умерла она в 1919 году. Луначарский А.В., нарком просвещения, узнав об ужасном положении дочери А.С. Пушкина, смог выбить ей пенсию в 2000 рублей. Но деньги пришли уже тогда, когда Марии не стало. Их потратили на ее похороны.

! А следующий пост – мои развернутые впечатления и рассуждения о книге Павла Басинского "Подлинная история Анны Карениной":