У меня есть такой способ, вдруг и вам пригодится.
Когда переворачиваю последнюю страницу из вечно прекрасной классики мировой литературы (а такой мне еще на три жизни вперед хватит), тут же чувствую, что срочно надо выходить на улицу, хватать без разбора людей за шиворот, сажать их на лавочку рядком и безжалостно посвящать в мои свежие впечатления о прочитанном. Но так и огрести по полной можно. Люди сейчас бесконечно нервные. Да, и потом, времена такие, литература у прохожих не в почете, если только не учит освобождению от мелких буржуазных установок и больших детских травм на пути к безудержному успеху. Хотя, вынуждена признать, не все прогнило в Датском королевстве. Не далее как пару недель назад видела в метро мужчину с совершенно шокирующей книгой — Д. Мамин-Сибиряк «Избранное». Долго думала потом. Кто он? Откуда? Куда едет? Какой такой духовный переворот привел его к этой книге? Решила, что охотник, но с тонкой ранимой душой.
Так вот. Ловить людей на улице, как мы уже выяснили, — не мой метод по ряду причин. Поэтому на практике я малодушно иду в интернет. Внятно мысли свои формулировать и фиксировать на его безотказном теле у меня редко получается. Да и то, я стараюсь не злоупотреблять. Еще кто прочтет и мою ограниченность сообщит всем остальным важным людям там. Э, нет. Я хитро предпочитаю дискуссию. Причем, дискуссию абсолютно безопасную — в своем воображении, но обязательно с приятными интеллигентными собеседниками. А, так как, психическими отклонениями в виде многоголосия в своей голове я не страдаю (пока), то на выручку приходит YouTube. Там экспертов тьма-тьмущая! Но в свои интеллектуальные кружки по интересам они меня не зовут. Поэтому приходится подглядывать, да поддакивать. Но и без ожесточенных столкновений, конечно, не обходится.
Уютно закутавшись в плед, с кружкой чая в одной руке и с бутербродом в другой приятно вести беседу с Игорем Волгиным, например. Его «Игра в бисер» — прекрасная передача. Тут тебе и филологи, и ученые, и поэты с прозаиками — все спешат с тобой кости перемыть Эмме Бовари, в Левина камень кинуть, Обломова оправдать. Сколько удивительных дискуссий мы пережили вместе.
Евгений Жаринов! С ним спорить нельзя. И ладно, что сыр на бутерброде уже три часа как подернулся заветренной корочкой с жирными пятнами. Открыв рот, не дыша, внимать гениальному оратору, поражаясь своей вопиющей невежественности каждый раз, — это есть высшее наслаждение.
Николай Солодников — страшно сказать, сколько совместных слез пролито над хорошо сваренными макаронами. Но между макаронами еще успеваем «Денискины рассказы» обсудить и выпить с Татьяной Черниговской. Все там, без исключения, гениально!
Никак и без иноагентов не обойтись. Когда Дмитрий Быков, закрыв глаза, повышает голос, перебивая всех несогласных, и на одном дыхании разбивает мощной тирадой их хлипкие аргументы, я могу только преданно вздыхать. А его «Сто лекций»! Осуждаю, конечно, что попал под иностранное влияние. Но тихонечко поглядываю. Есть такой грешок.
А вот еще классные ребята с каналом «Что бы мне поделать, лишь бы не почитать». С ними можно не церемониться, обзываться, закатывать глаза.
Ну, думаю, хватит. Метод понятен — врубаем YouTube, выкатываем список всех интересных передач по теме и наслаждаемся дискуссией. Лучше, конечно, чтобы рядом никого в этот момент не было. Особо впечатлительные могут и бригаду скорой вызвать.
Вряд ли вы спросите: «Но при чем тут Павел Басинский? Словоблудие мое давно уже вас заставило покинуть этот текст. Но, очевидно, пишу я его не для читателей, а для истории. Поэтому отвечу. Павел Басинский, этот талантливый писатель, критик и литературовед, недавно осчастливил меня своей новой книгой — «Подлинная история Анны Карениной».
Одержимость моя Львом Николаевичем, надо сказать, щедро подпитывается другими работами Павла Басинского. «Лев в тени Льва» и «Лев Толстой: Бегство из Рая», я считаю, удивительными в своей легкости и увлекательности книги для документального жанра.
А вот с «Подлинной историей Анной Карениной», простите за тавтологию, приключилась история странная. Заприметив ее в библиотеке, я решила, что это отличный повод перечитать и саму «Анну Каренину». Параллельно я жонглировала двумя книгами. Пока Лев Николаевич косит с Левиным траву, я заглядываю к Павлу и узнаю, что больные зубы Вронского в конце романа больше чем просто больные зубы.
И так далее.
Опыт интересный получился. Но оставил некоторый осадок. Павел Басинский, вроде как, не претендующий в своем предисловии к книге на что-то краеугольное в своем творчестве, просто на просто взял и отдал мне свой читательский дневник, который к его десятому прочтению «Анны Карениной» изрядно распух. Я благодарно, конечно, улыбнулась, но про себя подумала: «А что, так можно было?»
Да, в книге есть интересные факты о написании самого романа. Мы узнаем об Анне Пироговой, которая, по сути, подсказала своим самоубийством сюжет «Анны Карениной». Еще, что внешность Карениной списана с дочери А. С. Пушкина Марии Гартунг. Чудесная глава «Язык танца» объясняет весь ужас положения Кити на балу, у которой Анна «украла» мазурку с Вронским. И про развод. Нам сейчас, падшим и бездуховным людям, совершенно не понять сложностей бракоразводного процесса тех времен. И много еще другого, важного и интересного, рассказывает нам Павел. И за это я сильно ему признательна.
Но вот какая штука. Как только Павел уходит за пределы исторических фактов, событий и тд., которые он умеет мастерски приготовить и подать, так вместе с этим уходит и моя надежда на плодотворную дискуссию с автором о сути романа, о его персонажах и смыслах. И вот на этой части, в главах, которые отражают ничего другого, как ценное своей субъективностью мнение автора, я буксую и натурально злюсь. Что? Почему? Ведь именно этого мне и хотелось. Сравнить свое впечатление с чужим. Да еще каким. Павел исключительно эрудированный, тонкий, умный автор. Но все умозаключения, предположения, впечатления, симпатии выглядят бледной тенью смысла, которые хотел бы автор, как мне кажется, вложить в свой текст. Спицы есть, нить есть, мастер есть, а узор не вяжется.
Подозреваю, что вины Павла здесь нет. Не исключаю, что читатель, возможно, негодный попался. А еще подозреваю, что только живая дискуссия и мысль, рикошетом отраженная от другой мысли в моменте (пусть даже во время просмотра передачи на YouTube), плетет изысканное кружево. Узор этот, хоть и обидно, но никак потом не повторить второй раз. Это, правда, совершенно и не нужно. Другая компания, другое настроение, другой возраст — свой причудливый узор. А вот статика хороша неоспоримыми фактами.
Вывод простой. Если встретите Павла Басинского, передайте, чтобы завел уже свой канал на YouTube. Есть что обсудить.