Найти тему
Свободная Пресса

Череда переименований не спасла проект 20386 от технологического секвестра. Неужели российский стелс-корвет пойдет "под нож".

Оглавление

Программа строительства ракетных стелс-корветов последней модификации будет закрыта, дальнейшая закладка таких кораблей для российского флота не планируется, утверждает ТАСС.

По информации источника агентства, головной корвет «Дерзкий» останется единственным представителем проекта 20386.

  • «Этот корабль будет достроен по перепроектированному проекту и войдет в боевой состав ВМФ России в принципиально новом и более сбалансированном облике», — пояснил он.

В качестве причины технологического секвестра собеседник агентства назвал слишком высокие коэффициент новизны проекта и расчетную стоимость проекта 20386, которые не позволяют вывести его в серийное строительство так же, как корветы предшествующих проектов 20380 и 20385, которые тоже имеют отдельные стелс-элементы.

О перепроектировании 20386-го и сдвиге срока ввода корабля в эксплуатацию вправо СМИ писали еще в мае, когда был готов только корпус. Сейчас это подтвердилось.

  • «Его нельзя останавливать. Это прекрасный корабль по своей задумке», — подчеркивал научный руководитель КГНЦ Валерий Половинкин в кулуарах Международного военно-морского салона в Кронштадте.

Церемония закладки головного корвета «Дерзкий» прошла на «Северной верфи» в октябре 2016 года. В 2019-м в присутствии Владимира Путина была произведена стыковка блоков корпуса судна, переименованного в «Меркурий». В 2021-м кораблю вернули имя «Дерзкий», а название «Меркурий» присвоили корвету «Ретивый». Кстати, череда переименований выглядит странно…

В свое время стелс-корвет проекта 20386 удивил иностранцев. На корме корабля размещён ангар с лифтом для вертолёта К-27, который через специальную рамку для развертывания поднимается на палубу. На судне реализован модульный принцип оснащения оборудованием — элементы боевой системы могут быть заменены без серьезных изменений самого корабля.

Предполагаемое вооружение: 100-мм универсальная артиллерийская установка А-190, 30-мм автомат АК-630М, ПВО корабля — ЗРК типа «Редут» с вертикальными пусковыми установками, в качестве противокорабельной защиты — ракетный комплекс «Уран», защиту от подводных лодок и атакующих торпед обеспечивает комплекс «Пакет-НК».

  • — Эти корветы — вынужденное порождение нашей промышленности, которая могла их выпускать и оснащать теми комплексами вооружений, которые были готовы на тот момент, — отмечает главред портала MilitaryRussia.ru Дмитрий Корнев.
  • — С этими корветами в свое время было много технических проблем: неполноценно работало радионаведение зенитных ракет, менялись ракетные комплексы: сначала «Уран», потом «Калибр», потом опять «Уран». Было непонятно, что с с двигателями, предлагались разные варианты — с импортозамещением у нас по-прежнему определенные проблемы.

Дело в том, что скромные габариты корвета не позволяют ставить на него любые комплексы вооружений. А заказчик — Минобороны — пытался запихать в него максимум, и компромисса с создателями достигнуто не было. Сейчас, вероятно, будут пересмотрены требования заказчика, проект будет обновлен. Важно, насколько эффективно это будет.

«СП»: Может, откажутся ради экономии от стелс-формата, сохранив остальные параметры?

  • — Не думаю, что современные технологии производства судов значительно влияют на стоимость. В крайнем случае используют другие материалы. Композиты, которые применяются в судостроении, нельзя сравнивать, например, с авиацией (у МС-21 были сложности с замещением импортного композита — «СП»). По сути, здесь это обычный пластик, разве что армированный.

«СП»: Не может ли причиной изменений в проекте корвета быть опыт СВО?

  • — Маловероятно, поскольку этих корветов нет на Черном море и в СВО они не участвовали.

«СП»: А может начала меняться сама концепция строительства флота? После того, как наши военные корабли атаковали дронами, стало понятно, что надводные суда в значительной степени представляют собой не только ударную силу, но и очень уязвимую цель. И если так, то искушение сэкономить на строительстве того, что может затонуть, понятно…

  • — В новых условиях на безопасность надводных кораблей влияют малозаметность и пропульсивные качества судна: скорость, мощность, размеры. Но главное — система обороны: скорострельное вооружение ближнего радиуса действия, от крылатых ракет до дронов, летающих и плавающих.
  • Скорее всего, на оборону и будет сделан упор. Хотя надо иметь в виду, что даже если на чертежи все ложится хорошо, каждый дополнительный комплекс — это несколько тонн массы, корабль может получится перетяжеленным, а значит, потребует более мощных двигателей и т. д.

По мнению капитана I ранга в отставке Константина Сивкова, у российского флота меняются приоритеты.

  • — Упоминаемые корветы имеют ряд существенных недостатков. Но их все-таки «продавили» на приемку… Однако гораздо важнее то, что эти корветы создавались в концепции прибрежного флота, когда Россия была в положении страны, которая идет в кильватере американской политики. Поэтому нам ничего было не нужно и мы занимались прибрежной зоной.
  • Сейчас Россия возвращается в мировое пространство и решение задач в океане становится очень важным. Без силовой морской поддержки действия нашей дипломатии, особенно на большом удалении, будут малоэффективны. А корветы, полным водоизмещением 2250 тонн, для этого не годятся. Поэтому у нас сейчас начинают развивать корабли океанского флота.
  • В частности, разработан проект 22350 м (развитие проекта 22350 — фрегаты типа «Адмирал Горшков»). Это корабль большего водоизмещения, практически полноценный эсминец, по размерам сопоставимый с американским Arleigh Burke (водоизмещение 6500 тонн, против 4500 тонн у «Адмирала Горшкова» — «СП»). У него будет большой боекомплект, ракеты «Циркон».

Материал подготовлен редакцией "Свободная Пресса"

Подпишитесь на наш канал, чтобы следить за актуальными новостями и мнением аналитиков