Найти тему
Профсоюзное такси

Как формировалась нынешняя ситуация в профсоюзах и почему отношение к ним очень, мягко говоря, скептическое?

Разбор вопроса не обойдется без экскурса в историю. В СССР в 1918 году на I Всероссийском съезде профсоюзов был избран постоянный руководящий центр профдвижения — Всероссийский центральный Совет Профессиональных Союзов (ВЦСПС). Позднее во времена хрущевской оттепели (1956-1964гг) и позднее начали формироваться благоприятные условия для повышения роли и значения профсоюзов в обществе. На это повлияли попытки проведения хозяйственной реформы, а также принятие целого ряда правовых норм и актов, развивавших права и возможности профсоюзов как внутри предприятий, так и в целом в экономике и социальной жизни общества. Вот некоторые из них: -“Положение о правах фабричного, заводского, местного комитета профессионального союза” 1958г. -“Положение о социалистическом государственном предприятии” 1965г. -“Основы законодательства СССР и союзных республик о труде” 1970г. -“Положение о порядке рассмотрения трудовых споров” 1974г. -другие. Благодаря этим изменениям законодательства и в целом социальной и политической обстановки к концу 80-х годов профсоюзы имели разветвленную и устойчивую структуру, органично встроенную в политическую систему общества. В ведение профсоюзов со временем были включены некоторые государственные функции: -управление бюджетом социального страхования; -контроль над охраной труда и состоянием техники безопасности на производстве; -распределение жилья; -хозяйственные администрации; -и другие; Профсоюзы принимали участие в решении проблем на предприятии, улучшении производственных процессов, развитии технических процессов, решении производственных задач. Такой широкий спектр функций профсоюзных организаций способствовал сращиванию с действиями государственных органов и администрацией. Фактически совет профсоюзов (ВЦСПС) стал государственным органом власти в подчинении у партии (он и раньше был в подчинении) и имевший функции надзора в социально-трудовой сфере. Соответственно дальнейшие негативные и застойные процессы в органах управления государства и их бюрократизация отразилась и на деятельности профсоюзов, а также их структуре. Которая стала обрастать бюрократическим аппаратом, вместо того, чтобы опираться на народ. Структура профсоюзов стала вертикальной с приказной системой и отчетностью, как в стандартном министерстве СССР. Штат советов профсоюзов стал чрезмерно раздутым, что сковывало инициативы первичных профсоюзных организаций, читай народа. Несмотря на массовость и активность профсоюзов и вовлеченность во многие во многие государственные процессы, их эффективность была мала. Таким образом, социалистический строй оставил после себя своеобразную фирменную модель традиционных советских профсоюзов. Ключевыми особенностями которых была сугубо аппаратная работа (замкнутость системы, направленность вовнутрь) и, конечно же, бюрократия. Нужны были кардинальная реорганизация, большая обособленность и независимость профсоюзного движения, изменение самой системы профсоюзных организаций. Эти процессы начались с середины 80-х годов.

Ключевая особенность и недостатки традиционной модели профсоюзов СССР состояли в том, что профсоюзы утратили значительную часть своей независимости, активные формы борьбы за права трудящихся из-за сильного совмещения с государственным аппаратом, и, соответственно контроля. К концу 70-х годов профсоюзные организации на предприятиях осуществляли контроль за выполнением законов о труде, занимались распределением благ. Фактически они были подконтрольны властям. В 78-м году были первые попытки создания независимых профсоюзов, которые привели к репрессиям их создателей. С середины 80-х начались процессы изменения структуры профсоюзных организаций. Первым этапом стало изменение форм организационного строения профсоюзов в рамках советских актов и традиций. До 87-го года они руководствовались “Уставом профсоюзов СССР” (1963г.). Перестройка СССР естественным образом сильно изменила все сферы жизни людей, и профсоюзное движение не исключение.

Знаменательным событием, которое поспособствовало развитию и укреплению рабочего движения стал Учредительный съезд республиканских профсоюзов РСФСР, провозгласивший отказ от идей марксизма-ленинизма и создание Федерации независимых профсоюзов России(ФНПР). Она объединила большинство российских отраслевых профсоюзов и территориальных профобъединений. Вскоре после этого начала создаваться новая правовая база для работы профсоюзов: Указы президента о правах профсоюзов (№162 от 26.10.91); О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (№212 от 15.11.91); О трехсторонней комиссии (от 24.07.92); Закон о коллективных договорах (11.03.92). А также Закон “О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности” 90-го года, который создал крепкую законодательную основу для серьезной правовой поддержки трудящихся в защите их социально-трудовых прав в условиях рыночной экономике. В том же, 1990-м году ФНПР приняла Декларацию о правах трудящихся и программу реформирования трудового законодательства, организовала разработку изменений и дополнение в кодекс законов о труде, законопроектов в области социальной политики, а также концепцию будущего Трудового Кодекса. Именно профсоюзы первыми выступили с предложениями о развитии социального, партнерства, регулирование социально-трудовых отношений в новых условиях. В период 80-90-х гг. в стране в отношении профсоюзного движения наступил непростой период, очень противоречивый.

Традиционная модель профсоюзов в 80-х годах дискредитировала себя сотрудничеством с дирекции предприятий и гос.аппаратом. Помимо этого, сильно снизилась численность профсоюзов из-за изменения социальной обстановки в стране, взглядов людей, отмены обязательной регистрации в профсоюзном комитете при трудоустройстве на предприятии. Тем не менее большую часть участников профсоюзы сохранили, часть людей вообще перешли в альтернативные профсоюзы. В противовес этому в начале 90-х начала создаваться правовая база, как писал чуть выше, а также различные социальные институты, осуществлявшие регулирование трудовых отношений, помимо тех, что продолжали действовать с советских времен, плюс огромные полномочия прокуратуры и судов. Развал централизованной системы управления государством в начале 90-х гг. привел к массовым нарушениям законодательства. Массовые и единичные увольнения, не выплата или задержка зарплаты, и множество других всевозможных нарушений КЗОТа, нарушения других юридических и попросту нравственных норм. Это происходило в условиях наличия системы контроля и регулирования трудовых отношений. При наличии новых условий профсоюзы были не эффективны. Правовой механизм, к сожалению, не работал, либо работал формально. Рабочие не могли добиться результата, т.к. обращения, например, в суд могли разбираться месяцами, с задержками и нарушениями. К тому же начальство истца информировалось о том, кто и какой иск подал. Подавший оказывался под сильным давлением разного характера (моральным, физическим, финансовым). Решения суда, если даже вдруг были в пользу рабочего, то могли не исполняться, или затягивалось на долгие месяцы, с последующими репрессиями со стороны руководства предприятия.

Бессмысленность правовых процедур была очевидна и в вопросе забастовок. Некоторые законы и порядки их исполнения были направлены на затруднение организации профсоюзного движения, а также ограниченность возможностей движения, во многом искусственное. Например, участие в судебных процессах, профсоюзы не могли выступать представителями истца (коллектива рабочих) в судебных процессах. Представительный орган работников мог лишь консультировать истца перед судебными процессами. И те по сути оставались в суде один на один против своего начальства, у которого было на порядок больше возможностей. Несмотря на все законы регулирующие трудовые отношения, сам механизм привлечения к ответственности за нарушения был очень запутанным и сложным. Были ситуации, когда директор предприятия мог срывать и обсуждение, и подписание коллективного договора, предложенного рабочим коллективом, сколько угодно. При этом ни один директор не понес наказание. Подобная политика целого пласта руководствующего состава в стране нанесла огромнейший урон экономике, промышленности и другим сферам жизнедеятельности государства. Эту политику естественным дополняла кумовство, коррупция физически расправы, репрессии в отношении активистов профсоюзных движении просто работников, пытавшихся отстаивать свои права. Ситуация сложилась противоречивая, даже абсурдная: принятие многих новых правовых актов и трудовых законов в интересах рабочих, во многом лоббированных профсоюзными организациями, слабо влияло на защиту прав, т.к. органы которые должны были контролировать и следить за соблюдением, решать вопросы, не занимались этим. Профсоюзные организации сыграли свою весьма значимую роль в стабилизации образовавшегося режима как одна из сил, на которую опиралось государство. Однако наметившиеся тенденции к выходу профсоюзного движения в сферу независимой социальной политики спровоцировали государство институциональную депривацию профсоюзов. То есть, искусственную отстраненность от нормальных условий функционирования. Профсоюзные активисты новых и традиционных профсоюзов прилагали огромные усилия и большое количество попыток воспользоваться законными возможностями для решения проблем рабочих. Но, общество и в первую очередь гос.аппарат, в ответ прилагали огромные усилия на препятствие деятельности профсоюзов, сделав использование существующих механизмов решения трудовых проблем невозможным. Вопреки всему этому профсоюзы и другие представители интересов рабочих всегда прилагали усилия по решению трудовых споров, хоть они не всегда приносили ожидаемый результат.

Начало 21-го века.

С начала 21 века профсоюзное движение в стране стало сталкиваться с новыми вызовами и изменениями. 2000-е годы были периодом значительных социально-экономических изменений в России. После трудных 1990-х годов страна начала выходить из экономического кризиса и восстанавливаться. Однако, профсоюзы столкнулись с рядом проблем, связанных с ослаблением их влияния и растущими неравенствами. Одной из основных причин слабости профсоюзов в этот период было резкое сокращение численности рабочей силы в некоторых отраслях промышленности. Процесс реструктуризации и приватизации предприятий привел к массовым увольнениям и сокращению рабочих мест. Многие рабочие оказались безработными или вынуждены были искать работу в других отраслях. Такое положение дел сделало профсоюзы менее мощными и неспособными представлять интересы работников. Кроме того, ряд изменений в законодательстве ограничивал возможности профсоюзов. В 2001 году был принят Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности". Закон вводил новые требования к регистрации профсоюзов и усиливал контроль со стороны государства над их деятельностью. Также были установлены ограничения на проведение забастовок и других форм протеста. Все это существенно ограничило возможности профсоюзов в защите прав работников и ослабило их позицию. Период с 2000 по 2010 годы был сложным для профсоюзов. После экономического кризиса 1998 года и перехода к рыночной экономике, профсоюзы столкнулись с серьезными вызовами. Многие предприятия были вынуждены сокращать рабочие места и снижать зарплаты. Однако профсоюзы продолжали бороться за интересы работников и представлять их в переговорах с работодателями и властями. В этот период были созданы новые независимые профсоюзные организации, такие как "АвтоВАЗ-Профсоюз" и "Профсоюз работников образования и науки России". В 2011 году профсоюзное движение получило новый импульс. Президент России Владимир Путин объявил о необходимости создания "Всероссийского профсоюза работников образования", который должен был защищать права и интересы педагогов. Этот шаг придал новый импульс развитию профсоюзов и повысил их общественную значимость. В последующие годы профсоюзы продолжали активную работу по защите прав работников и улучшению условий труда. Они организовывали забастовки, переговоры и протесты для достижения своих целей. Профсоюзы также содействовали законодательным изменениям, направленным на улучшение социального обеспечения работников и защиту их прав. Важным событием было принятие в 2018 году закона о коллективных договорах, который обязывает работодателей проводить переговоры с профсоюзами и заключать коллективные договоры. Несмотря на эти вызовы, профсоюзное движение в России не исчезло полностью. Некоторые профсоюзы активно действуют и борются за права работников в различных отраслях экономики. Они проводят переговоры с работодателями, организуют забастовки и акции протеста. Также профсоюзы вносят свой вклад в социальную политику государства, участвуя в разработке и контроле законов, касающихся трудовых отношений и социальной защиты. Вызовы, с которыми сталкиваются профсоюзы в современной России, не могут быть недооценены. Сложная экономическая ситуация, ограничения в законодательстве и отсутствие массовой поддержки работников ослабляют позицию профсоюзов. Многие работники не присоединяются к профсоюзам из-за страха потерять работу или недоверия к их способности защитить их права. Профсоюзы в России все еще сталкиваются с определенными проблемами и вызовами. Одной из основных слабостей профсоюзного движения является его недостаточная организованность и низкая численность членов. Многие работники не присоединяются к профсоюзам, не видя в них реальной пользы или чувствуя страх перед возможными последствиями. Кроме того, профсоюзы сталкиваются с проблемами взаимодействия с работодателями и властями. Некоторые предприятия оказывают сопротивление профсоюзной деятельности и игнорируют коллективные договоры. Бюрократические процедуры и ограничения в законодательстве также затрудняют профсоюзную деятельность. В заключение можно сказать, что профсоюзное движение в России с 2000 года прошло через ряд изменений и вызовов. Несмотря на сложности, профсоюзы сумели достичь некоторых значимых результатов и продолжают бороться за права работников. Однако, чтобы они стали сильными и эффективными, необходимо продолжать работу по увеличению численности членов, улучшению законодательства и укреплению партнерства между профсоюзами, работодателями и властями. Только тогда профсоюзы смогут полностью реализовать свою роль в защите интересов работников и создании более справедливого и равноправного общества.