В предыдущих статьях цикла о влиянии наших мыслей на то, что с нами происходит, было показано, что наши мысли влияют на наши эмоциональные реакции и поведение. С этими публикациями можно ознакомиться здесь
Связь между эмоциями и поведением
Мысли и поведение. На столе лежала скалка...
Вердикт такой : Мы можем влиять на наши эмоции и поведение с помощью наших мыслей и вызывать у себя желательные реакции.
А можем ли мы влиять на события, которые с нами происходят?
События же на нас влияют. События – это язык мира, в котором мы живем, и с помощью этого языка мир устанавливает с нами коммуникацию. А мы с ним взаимодействуем через отношение к этим событиям. Мир влияет на нас с помощью событий. А разве мы не влиям на мир? Мы же сами - часть мира. Закон всеобщей взаимосвязи никто пока не отменял. Все влияет на все. Такая философия.
Практика когнитивно-поведенческой терапии, которую я провожу более 12 лет показывает – как только человек перестает мыслить в негативном ключе и начинает оценивать реальность такой, какая она есть, меняются не только его реакции, но меняется и событийный ряд.
С помощью наших мыслей мы влияем на происходящие с нами события.
Хотим мы этого или нет, но это так. Другое дело, - всегда ли мы осознаем, что это так?
Приведу пример из практики, который наглядно демонстрирует, как мысли людей влияют на события, которые с ними происходят. История эта получила название:
Мама взрослой женщине читает нравоучения
Девушка тридцати лет проходила курс психотерапии. И когда ее основная проблема перестала быть актуальной, пожаловалась на то, что каждый день по утрам испытывает сильную злость на свою маму.
Мама звонит ей каждое утро по телефону и читает нравоучения – учит дочь, как нужно жить. Дочь злится, говорит грубости маме, после чего бросает трубку и долго приходит в себя. История неизменно повторяется каждый день.
В процессе проведения сессии когнитивно-поведенческой терапии было установлено, что девушка мыслит в рамках убеждения - мама не должна читать мне нравоучения, как маленькой девочке.
Т.к. условие, содержащееся в этом убеждении, постоянно нарушалось, это вызывало у девушки злость на маму. Злость на маму вызывало не само событие – мама читает нравоучения, а ее иррациональное убеждение - мама не должна читать мне нравоучения, как маленькой девочке.
Оценив последствия этого убеждения, и его несоответсвие реальности, девушка решила отказаться от своего иррационального убеждения, и заменить его, на новое, рациональное.
Новое рациональное убеждение звучало так – мне хотелось бы, чтобы мама не читала мне нравоучения, как маленькой девочке, но есть причины, по которым она это делает.
В конце сессии девушка получила домашнее задание на закрепление своего нового убеждения
Через неделю мы с ней встретились на очередной сессии.
На вопрос – как прошла неделя? - последовал ответ – чудеса! Мама перестала мне звонить.
-Расскажи, что ты делала?
-Я работала над своим новым убеждением и на третий день поняла – что оценка поведения мамы в рамках старого иррационального убеждения – полный бред. Со мной случился инсайт и я сразу же отказалось от него навсегда. Случилось это рано утром, сразу после пробуждения. А чуть позднее позвонила мама и начала опять читать свои нотации. Но я уже была другой, мне стало так спокойно, что я могла молча слушать, что она говорит мне.
В процессе чтения нотаций, мама периодически стала задавать мне вопрос - слушаю я ее или нет? На что я ей отвечала – да, мамочка, слушаю. Она даже несколько раз просила меня повторить, что она только что говорила. И я повторяла. Наконец, мама «выдохлась» и замолчала. Я ей впервые позволила сказать все, что она хотела сказать. Наступила пауза. Последним ее вопросом был вопрос – ты все, поняла?
Я ей ответила – все поняла , сделаю как ты велела. Наступила снова длинная пауза. – Посмотрим – сказала мама и повесила трубку.
На следующий день история повторилась. Все произошло также. И на следующий день тоже. И после этих трех дней, мама уже два дня перестала мне звонить по утрам и читать нотации. Чудеса!
- А вы не думали о том, что чтение нотаций для мамы утратило смысл в связи с достижением цели. Когда вы не хотели ее слушать, она старалась донести до вас то, что по ее мнению вам необходимо для того, чтобы все у вас было хорошо. Когда вы стали ее слушать и более того, обещать ей, что все будете делать так, как желает мама, цель была достигнута и мама перестала вас «доставать». Ведь действия мамы определялись только одним ее желанием – помочь вам быть счастливой.
Этот пример наглядно показывает, что изменение мыслей приводит к изменению эмоций и поведения и в итоге влияет на само событие. Избавившись от злости на маму, девушка смогла спокойно реагировать на ее нотации и тем самым, повлиять на поведение мамы.
Что вы думаете об этом – мысли человека влияют на события, которые с ним происходят?
Автор: Бочаров Сергей Иванович
Психолог, Семейный психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru