Девушка-предприниматель открыла детский центр. Придумала для него название — «Город деталей». Это название она решила зарегистрировать как товарный знак в Роспатенте.
С этой задачей она обратилась к модным московским юристам. Их проверка показала, что в реестре Роспатента уже есть куча знаков со словами «город» и «детали», и вроде как «Город деталей» зарегистрировать нельзя.
Кажется, что выхода нет. А ведь без товарного знака никак: только регистрация в Роспатенте дает исключительное право на бренд. Нет регистрации — значит любые конкуренты смогут использовать это название и ничего им за это не будет. А если они еще и зарегистрируют его на себя, то вообще пиши пропало — ребрендинг, миллионные компенсации и штрафы.
Но тут модный московский юрист, поигрывая бровями, предлагает перехитрить Роспатент:
«Короче, делаем так: берем ваш логотип, меняем пару букв на картинки — «О» на мячик, «А» на фиговый листочек — и подаем. Эксперты Роспатента в детстве ребусы не разгадывали, глаз у них тоже нет — на том и сыграем, ща мы их сделаем».
В итоге на регистрацию подают доработанный на коленке логотип с парой кракозябр вместо букв. Спустя полгода из Роспатента приезжает свидетельство, его вручают предпринимателю и жмут руки. Какой юрист красавчик, как ловко все провернул, да?
Нет.
На первый взгляд регистрация слова с картинками вместо букв выглядит как ловкий юридический трюк. Если подать на регистрацию товарный знак в таком виде, Роспатент действительно зарегистрирует товарный знак и выдаст свидетельство.
Только вот на деле регистрация такого ребуса не только не защищает интересы предпринимателя, но и подвергает его куче рисков.
1. Товарный знак с картинками вместо букв не защищает само название.
Если конкуренты захотят использовать название «Город деталей», то владелец такого знака не сможет им помешать, ведь у него зарегистрировано не название, а логотип, причем с картинками вместо букв. Право на само название такая регистрация ему не дает.
2. Товарный знак с картинками вместо букв не дает право использовать название само по себе.
Предприниматель не сможет везде использовать логотип-картинку. Где-то придется писать название словами, например, в названии сайта, названии страницы в Инстаграме или группы Вконтакте.
Но если знак нельзя зарегистрировать и вместо букв приходиться мудрить с картинками, то значит слишком похожее название уже было зарегистрировано.
Получается, когда предприниматель будет писать название словами, он будет нарушать чужой товарный знак. Если владельцу названия это не понравится, он может заблокировать страницы предпринимателя в соцсетях, а возможно даже и взыскать компенсацию за нарушение права на его товарный знак через суд.
3. Товарный знак с картинкам вместо букв могут аннулировать через три года в связи с неиспользованием.
По закону владелец товарного знака обязан использовать логотип именно в том виде, в котором он зарегистрирован. Если предприниматель продолжит использовать старый, привычный ему логотип, и не будет использовать «доработанную» версию, нарисованную юристами на коленке для регистрации, то это может послужить основанием для аннулирования его товарного знака через три года.
Что делают нормальные патентные поверенные
К счастью, девушка-предприниматель была очень предусмотрительной. Она вовремя заметила подвох и не согласилась подавать на регистрацию ребус. Тут мы с ней и познакомились.
В базах зарегистрированных товарных знаков я и правда нашел товарные знаки «Город», «Городок» и несколько других похожих знаков, зарегистрированных на услуги детских центров. Но едва ли «Город деталей» можно перепутать с «Городом».
Слово «деталей» существенно меняет восприятие фразы и само словосочетание получается фантазийным. Конечно, были некоторые риски, что эксперт Роспатента счел бы эти названия похожими, но на мой взгляд здесь было за что зацепиться и побороться в случае несовпадения наших взглядов с мнением Роспатента.
В итоге мы подали на регистрацию само по себе название «Город деталей», и спустя пять месяцев получили заветное свидетельство на товарный знак.
Послесловие
Для чего московские юристы предлагали отрисовку ребуса, если все и так получилось зарегистрировать?
Да просто за "дизайнерскую доработку логотипа" они рассчитывали получить дополнительные деньги. Это типа отдельная услуга в их прейскуранте.
В общем, юристы хотели перехитрить предпринимателя и Роспатент, а в итоге перехитрили разве что сами себя: ведь к ним теперь ни та девушка, ни ее знакомые — ни ногой.
И, кстати, так не только с Роспатентом работает. Если юрист предлагает «перехитрить госорган», это, скорее всего, означает только то, что квалификации юриста не хватает, чтобы поднять голову чуть выше бумажек и решить задачу предпринимателя нормальным путем. Или он хочет сбить с доверчивого клиента деньги на псевдо-«связи».
Это как со взятками — иногда спрашивают, мол, а можно в Роспатенте там как-нибудь эксперту того этсамое? Ответ простой — да даже если и можно, то какой в этом смысл? Решение эксперта можно оспорить в Палате по патентным спорам, решение Палаты в суде, суда — в другом суде, а всех не купишь.
Если история показалась вам полезной — поставьте «вверх», в следующем посте расскажу про другие схемы нечестных юристов. Еще у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей», там мои рабочие заметки для авторов и предпринимателей. Там про товарные знаки, патенты и авторские права — как грамотно пользоваться всем этим добром на практике. Рекламы нет, канал маленький, зато уютный — заходите, если интересно. А вот мои прошлые пикабу-разборы по интеллектуальным правам в тему:
Законы голых фотографий: кому принадлежат права на ваши фото?
Они «запатентовали» на себя обычное слово, а потом потребовали с нас пять миллионов рублей. Вот что было дальше 15 миллионов рублей за нарушение прав на дизайн: как американская компания против нашей судилась История одного суда: как арт-директор уволился из дизайн-студии, открыл свою, а потом поплатился за это Не дайте себя обмануть: «регистрация» авторских прав.
Юридический лайфхак: ищем настоящие традиционные товары с помощью одного интересного госреестра.