Предыдущая статья была посвящена средневековому музыканту, астроному и монаху Герману Расслабленному.
В поисках изображения астролябии, похожего на то, которое представлено в рукописи 13 века, изображающей мирно беседующих Евклида (3 век до н.э.) и Германа (11 век!), я наткнулась на удивительную вещь, пусть и гораздо более позднего времени.
Этот прибор, представленный на картинке в увеличенном виде, изображен на иконе святой Екатерины Александрийской работы греческого художника Иеремии Палладаса (ок. 1580/90 - 1659). Икона, датируемая 1612 годом, находится в Монастыре св. Екатерины на горе Синай в Египте - основном месте культа этой святой.
Зачем христианской деве-мученице астролябия?.. Это уникальное изображение или нет?.. Честно говоря, я очень далека от церковной тематики (религиозные сюжеты, естественно, знаю и требую этого от студентов, но подробности иконографии каждого святого - не моя компетенция).
Оказалось, не уникальное. На других иконах святой Екатерины рядом с колесом (орудием пытки) часто присутствуют и астрономические инструменты.
На греческой иконе второй половины 17 века под колесом - не плоскостная астролябия, а армиллярная сфера - инструмент для определения эклиптических координат небесных светил.
Астролябия - плоскостная проекция небесной сферы, а армиллярная сфера - ее наглядное объемное представление. В принципе, они взаимозаменимы. Но астролябию можно подержать в руке, а армиллярная сфера обычно устанавливается на подставке, как артефакт. И может даже служить украшением здания.
Русские православные иконы, следующие старинному греческому канону изображений Екатерины Александрийской, также содержат некий астрономический прибор, в котором иногда трудно опознать астролябию или армиллярную сферу (похоже, здешние иконописцы не очень понимали, что это за предмет, и зачем он нужен).
Не на всех иконах св. Екатерины, особенно современных, присутствует астролябия или армиллярная сфера (обычно этот атрибут есть на греческих изображениях).
Откуда это, почему, зачем?..
Вообще житие Екатерины Александрийской - это средневековое мифотворчество. Героическую биографию девушке придумали в 6-7 веках (самая ранняя рукопись - 8 века), а жила она, якобы, в конце 3 - начале 4 века н.э. Естественно, ни на какие архивные источники авторы жития не опирались, только на какие-то устные предания и собственную фантазию. Ну, попробуйте сами составить сейчас биографию человека, жившего три-четыре века тому назад, руководствуясь лишь смутными слухами и своими личными идейными убеждениями (или заказом соответствующих инстанций, ослушаться которых - себе дороже).
В результате даже трезвомыслящие представители церкви согласились в 20 веке с тем, что жизнеописание Екатерины Александрийской - это чистой воды беллетристика.
"14 февраля 1969 года папа римский Павел VI апостольским посланием Mysterii Paschalis удалил из католического календаря имя Екатерины с формулировкой: „страдания святой Екатерины совершенно невероятны, и о ней нельзя сказать ничего определенного".
Откуда же взялась сама Екатерина, да еще с астролябией или армиллярнойсферой?
Гипатия - астроном, математик, философ
Существует предположение (которое мне кажется вполне убедительным), что в образе святой Екатерины Александрийской (не путать с Екатериной Сиенской, это другой персонаж) христиане увековечили зверски растерзанную ими самими в 415 году Гипатию Александрийскую - светило позднеантичной науки и философии. Екатерина, если верить легенде, приняла мученическую смерть в 405 году, но источники того времени ничего об этом не сообщают, в отличие от весьма громкого убийства христианскими фанатиками Гипатии, дочери Теона - оно-то как раз довольно хорошо документировано.
Екатерине приписывают глубокие знания, особенно философские (умение вести диспуты) и филологические (владела несколькими языками). Про астрономию в ее житии вроде бы ничего внятного не говорится. И мученицей она, по преданию, стала за свои религиозные убеждения, а вовсе не за преданность науке.
С Гипатией - ровно наоборот.
Вообще, судя по житию и иконографии (особенно, еще раз подчеркну, греческой!), выдуманная в 6-7 веках и увековеченная в 8-м ученая христианка Екатерина - "дублер" невыдуманной язычницы Гипатии, оставившей глубокий след в памяти потомков, но крайне неудобной для глорификации в силу своего идейного конфликта с христианами.
Гипатия действительно занималась не только философией и математикой, но и астрономией. Она, как считается, отредактировала по крайней мере третью книгу комментариев своего отца, ученого Теона, к "Альмагесту" Клавдия Птолемея (трактат появился ок. 140 года), а возможно, и всю рукопись. В третьей книге Птолемея излагается теория движения Солнца (концепция Птолемея, как известно, геоцентрична: Земля в ней неподвижна, а Солнце движется вокруг нее). Для того, чтобы редактировать текст Птолемея, нужно было проводить собственные астрономические вычисления - естественно, с помощью астролябии, так что у Гипатии этот инструмент, вне сомнений, имелся. Более того, она, как говорится в античных источниках, сама создавала плоскостные астролябии, которые иногда дарила видным лицам из своего окружения. Пользовалась она и армиллярной сферой. Но сфера, как мы уже поняли, инструмент стационарный, а астролябия - переносной.
К сожалению, никаких достоверных изображений Гипатии не сохранилось. Считалось, что она была очень хороша собой, но отвергала все ухаживания своих поклонников, сохраняя верность науке.
Образ Гипатии оказался увековечен в европейской культуре последующих веков: в литературе, театре, живописи, кино (Алехандро Аменабар, "Агора", 2009).
Так или иначе, астрономия была и остается уделом не только солидных бородатых мужей в очках или без оных. Ею занимались и продолжают заниматься и ученые дамы, и юные прекрасные девы.
--
В моей космоопере, так уж вышло, среди персонажей нет женщин-астрономов. Если бы я вздумала продолжить эпопею, я бы, наверное, сделала астрономом или астрофизиком Оллайю Саонс - осиротевшую дочь Илассиа и Келлена, которая воспитывалась в семье астрономов Ниссэй. Но к моменту окончания последней написанной книги серии, "Двойник", Оллайя - девочка семи лет, про астрономию ей думать еще рано...
Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе (у Литреса самые невыгодные условия для писателей).
Поддержать автора можно денежкой, лайком, комментарием или распространением информации об этом канале и о цикле "Хранительница".