Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Удивительное о пищевой пирамиде в океане

Комментарии к публикациям – неиссякаемый источник вдохновения для автора научно-популярного канала. Ибо прежде чем ответить на вопрос, ему – мне, то-есть, – нужно как-то узнать, что такой вопрос вообще стоит и может быть задан. Например, пищевая пирамида в океане. С ней-то что может быть не так?

-2

...Ну да. Пищевая пирамида в океане хорошая, но не пирамидальная. Обитая на суше мы как-то привыкли, что тех кого едят должно быть больше, чем тех кто ест. В море же всё наоборот. Растений в десять раз меньше, чем животных. И это, кстати, – видно. Рассматривая картины жизни в океане, – хоть дно, хоть толщу вод, – можно увидеть массу животных и почти никогда – растения.

Растения есть. Но многоклеточные водоросли многочисленны лишь на некоторых участках дна и там где глубины невелики, – обычно, исчисляются метрами. Есть ещё плавающие водоросли – саргассы, – однако их тоже можно встретить не везде и не часто. Первичная биомасса в море производится фотосинтезирующими одноклеточными водорослями. А они так малы, что невидимы, – если не случится катастрофа и море не зацветёт.

-3

Но и одноклеточных водорослей очень мало. Много их не нужно, так как при наличии ресурсов – света, фосфора и углекислого газа, – биомасса будет удваиваться каждый четыре часа. Выедание фитопланктона зоопланктоном ресурсы высвобождает, – и потери мгновенно восполняются.

...И тут может возникнуть следующий вопрос, – у читателя он возник, – почему зоопланктон не размножается столь же быстро? Не успевает. Многоклеточный организм формируется в результате последовательных делений одной клетки. Одноклеточный же – в результате одного деления, – сразу готовым к питанию, а наев объём всего в два раза, – и к размножению. Взрослая же многоклеточная планктонина, даже если морская, а не офисная, прежде чем размножиться, должна вырасти, сравнительно с яйцом, в тысячи раз. Это занимает время.

Тем не менее, общая масса зоопланктона также может быть меньше массы питающихся им рыб. Рыбы растут медленнее, чем планктон.

Третий же вопрос не был задан, но наиболее интересен. Почему в море всё устроено иначе, нежели на суше?

Потому что на суше одноклеточные организмы не могут эффективно заниматься фотосинтезом. Не говоря уж ни о чём другом, все одноклеточные способны функционировать только в жидкой среде. Более того. На суше просто нет никакого планктона, – организмов переносимых течением, и так расселяющихся. Воздух, в отличие от воды, доставляет растениям только углекислый газ, но не микроэлементы. Циркуляция же почвенных вод затруднена.

Как следствие, на суше наиболее успешной формой синтезирующих организмов оказываются деревья. Они защищены корой от излучений и высыхания, и могут активно собирать – всасывать – воду корнями с большой площади. В их стволах (даже не в листьях) сосредоточена львиная доля биомассы растений.

Но деревья, как известно, живут долго, удваивая – из-за ограниченного доступа к ресурсам, – биомассу за десятилетия. Даже у травянистых растений время жизни сравнимо с таковым у насекомых. Как следствие, «те кого едят», не успевают восполнять потери, и их требуется больше, чем «тех, кто ест».